4. Эффект ореола - вспоминаемый образ, который мешает объективно оценивать человека.
5. Эффект отношения - в случае позитивного отношения к нам мы склонны воспринимать человека положительно.
6. Эффект превосходства - если человек превосходит нас по какому-либо параметру, то мы склонные его переоценивать, если уступает нам, то мы его недооцениваем.
Трансактрый анализ общения
Автор концепции Э. Берн. В процессе общения каждый человек может занимать одну из трех позиций, которые условно обозначают, как "Родитель", "Взрослый", "Ребенок". Данные позиции не связаны с исполняемой ролью, а являются чисто психологическим описанием поведения.
Позиция Родитель - поведение в стандартных ситуациях, когда существует отлаженный алгоритм действия. Две разновидности позиции: критикующий родитель (ругает, наказывает), заботливый родитель (утешает, помогает).
Взрослый - поведение в не стандартных ситуациях, когда нужно анализировать информацию, принимать решения, сдержанность в эмоциях.
Ребенок - творческое начало в человеке, отвечает за получение приятных впечатлений, активизируется тогда, когда недостаточно сил для решения проблем. Различают спонтанного, агрессивного, приспосабливающегося ребенка.
Общение наиболее эффективно тогда, когда трансакции совпадают.
Так же Берн отмечал необходимость учета ситуации общения и стиля взаимодействия (ритуальный, манипулятивный, гуманистический).
Деловое общение
1. Психологические аспекты ведения деловой беседы.
2. Организация публичного выступления.
В процессе ведения деловой беседы можно выделить ряд этапов:
1. Подготовка к беседе. Установление места и времени встречи. Необходимо продумать план беседы, выделить основные задачи, собрать аргументацию в поддержку своей позиции, собрать информацию о собеседнику.
2. Начало беседы. Для начала беседы не рекомендуется неуверенность в себе, обилие извинений, неуважение, пренебрежение к партнеру, фразы нападения.
Приемы:
* Метод снятия напряжения.
* Метод стимулирования воображения.
* Метод зацепки.
* Прямой подход к делу.
3. Передача информации.
Первый вопрос должен быть интересным, но не дискуссионным. Не использовать слов с двойным значением и фраз, которые можно неверно истолковать.необходимо учитывать степень компетентности партнера в обсуждаемом вопросе. Необходимо следить за невербальными реакциями собеседника.
4. Нейтрализация возражений собеседника.
Если на ваши доводы последовали возражения оппонента нужно выслушать сразу же все возражения не перебивая. Не целесообразна эмоциональная реакция на возражения. Не нужно торопиться с ответом, пока не понята суть возражения. Для нейтрализации возражений используются такие приемы, как: ссылка на авторитет, цитата, переформулировка.
5. Фаза принятия решения.
Может осуществляться в стиле сотрудничества, равноправия, либо авторитарного принятия решения одним из партнеров и вынужденным подчинением другого партнера.
6. Фаза завершения беседы и фиксации договоренности.
Итоги беседы обязательно должны быть резюмированы, целесообразно составить официальный протокол решения.
Организация публичного выступления
При организации публичного выступления необходимо точно, логично излагать свои мысли, обосновывать собственные позиции, учитывать существование различных мнений в обсуждаемом вопросе, целесообразен средний темп речи, использование примеров, цифровых данных, сравнений. Необходимо эпизодически оценивать себя со стороны: тон позу, жесты, наличие слов-паразитов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.