Основные термины психологии

Страницы работы

Содержание работы

Ощущение, восприятие, внимание

Ощущение - отражение отдельных св-в объекта при его непосредственном воздействии на органы чувств.

 Виды ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые температурные, болевые, кинестетические, интерацентивные (внутр. ощущения).

 Ощущения яв-ся реакцией на воздействующий раздражитель и зависит от индивидуальных особенностей чел-ка.

  Восприятие - целостный образ объекта или явление при его непосредственном воздействии на органы чувств.

 Виды восприятий: восприятие времени, пространства, отношений, движений, объектов и др. людей.

 Свойства восприятия:

-константность;

-структурность (восприятие не равно сумме ощущений);

-субъективность;

-аннерценция (зависимость восприятия от прошлого опыта чел-ка).

  Внимание - сосредоточение на каком-либо объекте при одновременном отвлечении от других.

 Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

 Качества внимания:

-объем - сколько объектов чел-к может удерживать в поле своего внимания (взрослый 4-6,ребенок 1-2);

-концентрация внимания - степень сосредоточенности на объекте;

-распределение внимания;

-переключаемость внимания.

Память в системе познавательной деятельности

Память - познавательный процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и послед. воспроизведении прошлого опыта чел-ка.

По способу запоминания инф-ции различают:

-непроизвольная (инф-ция запоминается сама собой без спец. заучивания);

-произвольная (специальное заучивание).

Эффективность произвольной памяти зависит от целей запоминания и приемов запоминания (метод. повторение, ассоциации, пересказ).

Первоначально инф-ция попадет в кратковременную память, где она хранится 5-7 минут. Далее инф-ция либо забывается, либо переходит в промежуточную память. Объем кратковременной памяти 7 ед. инф-ции. Во время сна инф-ция из промежуточной памяти обраб-ся и пересылается в долговременную память. Долговременная память бывает с сознательным доступом и закрытая (неприятные события).

Сущ. след. формы воспроизведения инф-ции:

-припоминание;

-узнавание;

-реминисценция (озарение, воспризведение ранее забытого).

Мышление и воображение

Мышление - познавательный процесс в ходе которого устанавливаются взаимосвязи и отношения между объектами. Процесс развития мышления включает 2 стадии:

-допонятийная - характерна для детей и связана с оперированием конкретными образами.

-понятийная - хар-на для взрослых, связана с использованием понятий и формальных логических операций.

Классификация мышления:

1) По степени осознанности мыслительной деятельности:

-аналитическое (логика);

-интуитивное (опыт).

2) По степени новизны рез-ов мыслительной деятельности:

-репродуктивное (воспроизвод.);

-творческое.

Воображение - процесс создания образов. Оно может быть активным (процесс творчества) и пассивным (сновидения, мечты).

Психологическая структура личности

Левый столбец - биологическая-обусловленная подструктура:

-темперамент;

-пол;

-возрастные особенности;

-тип нервной системы;

-конституция тела;

-патологические свойства.

Правый столбец - социально-обусловленная подструктура:

-социальный опыт (знания, умения, навыки);

-направленность личности (взгляды, убеждения, идеалы).

-особенности познавательных психологических процессов

-способности

Темперамент - это характеристика человека со стороны его психологической деятельности. Темперамент обуславливает интенсивность и скорость реагирования, степень эмоциональной возбудимости и особенности адаптации к окружающей среде.

Различают 4 типа темперамента:

1.Холерик (безудержный) - нервная система сильная, подвижная, но неуравновешенная (общительные, активные, вспыльчивые);

Похожие материалы

Информация о работе