Вербальная коммуникация (речевая). В структуру речевого общения входят значения, смысл слов, фраз, речевые звуковые явления и специфич. разделительные паузы.
Виды речи:
1. Внешние:
- устная (диалог, монолог);
- письменная (пиктограмма, идиографическое (рисунки-слова), слоговое (знаки-слоги), буквенно-звуковое письмо (буквы алф-та);
2. Внутреннее (сам с собой).
В процессе речевого общения возникают коммуникативные барьеры, они обусловлены либо объективными причинами (принадлежность к разным соц. группам), либо психологическими причинами (особенности одного из собеседников, негативные взаимоотношения между собеседниками).
На эффективность речевого общения могут влиять речевые звуковые явления: темп речи, тембр голоса, интонация, дикция.
Невербальная коммуникация составлена 2-мя группами явлений:
1) кинесика - экспрессивно-выразительные движения (мимика, жесты ,поза, походка, взгляд: направленность и частота взгляда). Поза - показатель статусо-ролевых отношений.
2) такесика - прикосновения собеседников (похлопывание по плечу, рукопожатие, поцелуй).
3) проксимика - пространственная организация общения. Существует 4 зоны:
- интимная (20 см);
- личная или персональная (45-100 см) – друзья;
- социальная (120 см) - на совещаниях;
- публичная зона (4-7 м) - в аудиториях.
Позиции:
- оборонительная (друг напротив друга);
- кооперативная (рядом);
- независимая (по диагонали);
- дружеская.
Невербальные коммуникации позвол. показать настроение собеседника.
В процессе межличностного восприятия используется ряд мех-змов:
1. Идентификация - уподобление себя другому или отождествление себя с другими.
2. Эмпатия - способ к самопереживанию.
3. Рефлексия - осознание того, как собеседник воспринимает нас.
Типы межличностного восприятия.
1. Аналитическое - каждый информативный элемент внешности человека связывается с наличием определенной психологической черты.
2. Эмоциональное - человеку приписываются те или иные черты на основе эмоц. отношения к нему.
3. Перцептивно-ассоциативное - человеку припис. черты по аналогии со вспоминаемым образом.
4.Социально-ассоциативное - человеку припис. черты на основании отношения его к какой-либо социальной группе.
Эффекты восприятия.
1. Эффекты первичности и новизны.
2. Эффект проецирования - проецируем свои особенности на других.
3. Эффект ореола - проводим аналогию между ореолом и человеком.
4. Эффект стереотипизации - при соц.-ассоц. восприятии, может привести к стереотипам.
5. Эффект отношения - в зависимости от поведения человека.
6. Фактор превосходства - если наступает по какому-то параметру - недооценка.
С точки зрения трансактного анализа, каждый участник общения может занимать одну из 3-х позиций, которую условно обозначают, как родитель, взрослый и ребенок. Эти позиции могут быть не связаны соответствующей ролью, определенной стратегии в общении.
Родитель - позволяет успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, освобождает сознание от загруженности простыми обыденными задачами. Заботливый родитель - утешает, помогает, критикующий родитель - грозит, критикует, приказывает.
Взрослый - воспринимает и логически перерабатывает информацию. Решение принимает обдуманно без эмоций. Способствует адаптации в нестандартных ситуациях.
Ребенок - на поведение в настоящем влияют чувства из детства. Отвечает за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных впечатлений.
a) Спонтанный ребенок - естественно, импульсивное, эгоцентричное поведение.
б) Приспосабливающий ребенок - беспомощное боязливое уступчивое поведение.
в) Бунтующий ребенок - протестующее, бросающее вызов поведение.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.