Основные термины психологии, страница 4

Вербальная коммуникация (речевая). В структуру речевого общения  входят значения, смысл слов, фраз, речевые звуковые явления и специфич. разделительные паузы.

Виды речи:

1. Внешние:

- устная (диалог, монолог);

- письменная (пиктограмма, идиографическое (рисунки-слова), слоговое (знаки-слоги), буквенно-звуковое письмо (буквы алф-та);

2. Внутреннее (сам с собой).

В процессе речевого общения возникают коммуникативные барьеры, они обусловлены либо объективными причинами (принадлежность к разным соц. группам), либо психологическими причинами (особенности одного из собеседников, негативные взаимоотношения между собеседниками).

На эффективность речевого общения могут влиять речевые звуковые явления: темп речи, тембр голоса, интонация, дикция.

Невербальная коммуникация составлена 2-мя группами явлений:

1) кинесика - экспрессивно-выразительные движения (мимика, жесты ,поза, походка, взгляд: направленность и частота взгляда). Поза - показатель статусо-ролевых отношений.

2) такесика - прикосновения собеседников (похлопывание по плечу, рукопожатие, поцелуй).

3) проксимика - пространственная организация общения. Существует 4 зоны:

- интимная (20 см);

- личная или персональная (45-100 см) – друзья;

- социальная (120 см) - на совещаниях;

- публичная зона (4-7 м) - в аудиториях.

Позиции:

- оборонительная (друг напротив друга);

- кооперативная (рядом);

- независимая (по диагонали);

- дружеская.

Невербальные коммуникации позвол. показать настроение собеседника.

Механизмы и типы межличностного восприятия

В процессе межличностного восприятия используется ряд мех-змов:

1. Идентификация - уподобление себя другому или отождествление себя с другими.

2. Эмпатия - способ к самопереживанию.

3. Рефлексия - осознание того, как собеседник воспринимает нас.

Типы межличностного восприятия.

1. Аналитическое - каждый информативный элемент внешности человека связывается с наличием определенной психологической черты.

2. Эмоциональное - человеку приписываются те или иные черты на основе эмоц. отношения к нему.

3. Перцептивно-ассоциативное - человеку припис. черты по аналогии со вспоминаемым образом.

4.Социально-ассоциативное - человеку припис. черты на основании отношения его к какой-либо социальной группе.

Эффекты восприятия.

1. Эффекты первичности  и новизны.

2. Эффект проецирования - проецируем свои особенности на других.

3. Эффект ореола - проводим аналогию между ореолом и человеком.

4. Эффект стереотипизации - при соц.-ассоц. восприятии, может привести к стереотипам.

5. Эффект отношения - в зависимости от поведения человека.

6. Фактор превосходства - если наступает по какому-то параметру - недооценка.

Трансактный анализ общения

С точки зрения трансактного анализа, каждый участник общения может занимать одну из 3-х позиций, которую условно обозначают, как родитель, взрослый и ребенок. Эти позиции могут быть не связаны соответствующей ролью, определенной стратегии в общении.

Родитель - позволяет успешно ориентироваться в  стандартных ситуациях, освобождает сознание от загруженности простыми обыденными задачами. Заботливый родитель - утешает, помогает, критикующий родитель - грозит, критикует, приказывает.

Взрослый - воспринимает и логически перерабатывает информацию. Решение принимает обдуманно без эмоций. Способствует адаптации в нестандартных ситуациях.

Ребенок - на поведение в настоящем влияют чувства из детства. Отвечает за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных впечатлений.

a) Спонтанный ребенок - естественно, импульсивное, эгоцентричное поведение.

б) Приспосабливающий ребенок - беспомощное боязливое уступчивое поведение.

в) Бунтующий ребенок - протестующее, бросающее вызов поведение.