Воспитание в педагогическом процессе
1.
Понятие,
принципы, методы воспитания.
Воспитание – это целенаправленная деятельность по формированию
мировоззрения человека, его поведения и приобщения к культуре.
Принципы воспитания:
а) дифференцированный подход к воспитанию;
б) воспитание в группе и через коллектив;
в) сочетание требовательности, контроля с уважением личности;
г) акцент на положительных качествах личности;
д) воспитание в процессе совместной деятельности и общения.
Методы воспитания:
а) убеждение (на эффективность убеждения влияют авторитет коммуникатора,
содержание общения, особенности реципиента);
б) пример (непосредственный или косвенный. на эффективность метода влияют
значимость примера и учет сферы интересов личности);
в) упражнения (режимные и специальные. необходимо обеспечить сознательный
подход к выполнению упражнений и в разнообразных формах);
г) поощрение (формальный, неформальный. целесообразно исполнять публичную
форму, учитывать возрастной фактор);
д) наказание (формальное, неформальное. индивидуальная форма реализации
метода, в сочетании с методом убеждения, необходимо учитывать возрастные и
психологические факторы при реализации метода).
2.
Проблемы
семейного воспитания.
Семья как институт социализации выполняет следующие функции:
а) транслирующая (передача соц. норм, существующих в обществе и соц.
группах);
б) мировоззренченская (формирование интересов, ценностей, взглядов);
в) регулятивная (регуляция поведения деятельности на основе принятых в
семье норм);
г) статусная (семья должна готовить индивида к жизни в том соц. слое, к
которому она принадлежит сама);
Семья формирует след. соц.-псих. качества личности:
а) умение общаться с разными людьми в различных ситуациях;
б) способность доверять и любить близких людей;
в) способность к самореализации, самоубеждению;
В процессе воспитания возможно использование различных стилей:
а) демократический (сочетание требовательности и контроля с эмоциональным
принятием ребенка);
б) авторитарный (жесткое воспитание с применением наказаний);
в) детоцентристский (ребенок в центре внимания);
г) отстраненный (отказ от воспитания под предлогом того, что этим должны
заниматься педагоги);
д) прагматический (выработка у детей практичности, получения выгоды);
Оптимальное воспитательное воздействие характеризуется след. функциями:
а) адекватность (близкая к объективной оценка деятельности ребенка);
б) динамичность (учет возрастных и псих. особенностей в процессе
воспитания);
в) ориентация воспитательных процессов на будущее в соответствии с
требованиями, которые ставит перед человеком дальнейшая жизнь.
Проблемы взаимоотношения можно рассматривать в двух аспектах:
вертикальный (последовательность смены поколений истории определенного периода.
это позволяет представить общую картину трансляции соц.-кул. уровня от
поколения к поколению), горизонтальный (все живущие поколения действуют
одновременно и между ними складываются определенные отношения).
3.
Конфликты
поколений.
Л. Фойер : Конфликт поколений основывается на самых изначальных чертах
человеческой природы и является важной движущей силой. В основе конфликта
поколений – соперничество между отцом и сыном (молодые люди пытаются занять
место старших).
М. Мид : Отношения между поколениями связаны с типом обществ. развития и
господствующим типом семейной организации. В истории человечества различают 3
типа культур:
а) постфигуративная (характерна для традиционных обществ. взаимоотношения
возрастных слоев в нем жестко регламентированы. молодое поколение ориентируется
на опыт прежних поколений, нет причин для конфликта.)