Имеет значение тот факт, что Аммиан писал свое сочинение в правлении Феодосия, когда критика предшествовавших царствований не только не возбранялась, но даже поощрялась новым правительством. В то время, когда он писал сое сочинение, он был уверен в более высоком уроне нравственности общества, в то, что сейчас есть полная возможность высказывать свое мнение, можно говорить всю правду о прошедших днях. Однако Аммиан обрушивается с беспощадной критикой и на самую высшую знать Рима. Картина нравственного разложения Римской аристократии настолько реалистична, что может быть описана только непосредственно с натуры. Отражается растленная атмосфера, бездуховность знати, отсутствие у нее важных дел, забот, целей в жизни, царящие жажды наслаждений, тщеславие, изнеженность, хвастовство и леность. Так в XIV книге своего труда целую шестую главу Аммиан посвящает порокам сената и народа Рима. Он пишет: «Великолепный блеск Рима умаляется преступным легкомыслием немногих, которые, не помышляя о том, где они родились, словно, им предоставлена полная свобода пороков, впадают в заблуждения и разврат. Некоторые из них, полагая, что они могут себя увековечить статуями, страстно добиваются их, словно в медных мертвых изображениях заключена награда более высокая, нежели заключенная в сознании за собой честной и благородной деятельности. Они хлопочут о позолоте этих статуй»(XIV;6;6).
Немалое место в произведении Аммиана занимает критика римских чиновников. Если знать Аммиан критикует лишь на примере римской аристократии, то чиновничество для него дурно во всей империи. Придворных, особенно евнухов из окружения императора, Аммиан жестко критикует как вдохновителей злодеяний монархов, растлителей общества, паразитов на теле государства. Ненавистны историку поднявшиеся к высотам общества выскочки - временщики. Они – порождение деспотизма и представляют великую опасность для всех местных граждан. Бедствием времени историк считает суды, где судьи продажны, а адвокаты алчны и невежественны, они «… снизойдя до самых жалких доходов, ссорятся между собой и дают прорываться… дикой ругани, причиняющей обиды многим. Полный простор дают они ей тогда, когда не могут подкупить слабость вверенного им иска сильными аргументами».
Римское общество и государство Аммиан критикует открыто, прямо высказывая собственное мнение, но нередко все же вкладывает его в уста третьих лиц. Его критика носит не умозрительный характер, а опирается на обширный политический и жизненный опыт писателя, связана с его социально-политическими воззрениями. Идейная борьба, бурные социальные конфликты эпохи породили столь собственную реакцию писателя. Но Аммиан не ограничивается критикой высшего общества Рима. Не менее жестко он разоблачает и люмпенпролетарские слои города. С раздражением осуждает Аммиан римскую толпу за ее нелепую ненависть к иностранцам. Ненавистью и презрением дышат его строки о различных сторонах быта римского плебса: «Что же касается бедняков и людей низкого происхождения, то одни из них проводят ночи в харчевнях, другие укрываются за завесами театров, которые ввел Катулл в свое эдильство, в подражание распущенным нравам. Компании режутся в кости, втягивая с противным шумом воздух… или же – и это самое любимое занятие – с восхода солнца и до вечера, в хорошую погоду и в дождь обсуждают мелкие достоинства и недостатки коней и возниц»(XIV;6). Аммиан ругает чернь за дерзость, за склонность к бунтам, к которым он, как известно, всегда относится отрицательно, но все-таки указывает и причины возмущений: «Когда недостача провианта стала еще чувствительнее, голодная и возбужденная толпа подожгла великолепный дом некоего Евбула, одного из местной знати, и напала на дом правителя, который как бы был ей выдан императорским суждением. Набросившись на него с кулаками, преследуя пинками и избив до полусмерти, толпа растерзала его на куски. После этой достойной слез кончины всякий видел в этом событии прообраз собственной опасности и боялся такого же конца»(XIV;7;2). Таким образом, Аммиан рисует нам картину невероятного нравственного разложения и упадка, которые пронизали все слои римского общества в IV веке нашей эры. Сила Аммиана Марцеллина как историка и мыслителя состоит не в создании позитивной модели государственной власти, а в страстном обличении существующего политического строя паразитического образа жизни всех без исключения слоев римского общества.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.