В мучившем многих античных писателей извечном противоборстве красоты и истины у Аммиана всегда побеждала истина. Внешняя красивость, изобразительность, занимательность у Аммиана отсутствуют на задний план перед правдивостью рассказа. Он высмеивает многословных, увлекающихся мелочами историков, но трезво оценивает и недостатки своего слога. Форма для Аммиана никогда не доминировала над содержанием. Писатель в Аммиане никогда не заслоняет правдивого историка.
Идеи Аммиана нашли продолжение у многих последующих византийских историков, известных также как «историки круга Аммиана» – Ефпатия, Олимпиадора, Засима; наконец у Прокопия в его «Тайные истории»22.
Таким образом, Аммиан был основоположником оппозиционного направления в историографии раннего периода – Прокопий, Агафий Миринейский (,,,,,,). Несмотря на то, что отношение историков христианству и варварам изменилось, в целом их можно считать прододжателями дела Аммиана. Начиная с Аммиана в историографии обособляются два основных течения – светская (опирается на античные традиции, оппозиционно христианству) и церковно-христианские (проводит библейскую концепцию всемирной истории; положено в основу средневекового летописания, сначала византийского, а затем и русского). Аммиана в целом можно считать зачинателем светского течения и, без сомнения, последним римским и первым ранневизантийским историком.
Примечания:
1. Удальцова З.В. Идейно-политическая борьба в ранней Византии. М;1974.с.19.
2. Соколов В.С. Аммиан Марцеллин как последний представитель античной историографии // ВДИ;1959;№4.с.43-45.
3. Каждан А.П. Аммиан Марцеллин в современной зарубежной литературе // ВДИ;1972;№1.с.223-232.
4. Mommsen. Ammians Geografica// Hermes;1881;T.XVI.
5. Gardthausen. Die geografischen Quellen Ammians//Jahrbucher fur Philologie.Supplication VI.
6. Cart. Quaestiones Ammianae.B;1868
Seeck.RE, Ammianus; Halb2,189.
7. Hassenstein.De Syntaxi Ammiani Marcellini. Konigsberg,1877.
Reiter.De Ammiani Marcellini usu orationis oblique.Wurzburg,1877.
Reinhardt.De praepositionum usu apud Ammianum Marcellinum.Halle;1866.
Michael. De Ammiani Marcellini studiis Ciceronianis.Breslau,1874.
8. Seeck O. Zur Chronologie und Quellenkritik des Ammianus Marcellinus//Hermes,41.1906.
9. Ensslin. Zur Geschichtsschreibung und Weltanschauung des Ammianus Marcellinus. Leipzig,Klio,Beiheft XVI,1923.
10. Соколов В.С. Аммиан Марцеллин…//ВДИ;1959;№4.с.45
11. Кулаковский Ю.А. Аммиан Марцеллин и его время// Аммиан Марцеллин. Римская история.М.;2000.
12. Холмогоров В.И. Римская стратегия в IV веке у Аммиана Марцеллина//ВДИ; 1939;№3.с.87-97.
13. Удальцова З.В. Идейно-политическая борьба… М;1974.
14. Thompsen E.A. The Historical Work of Ammianus Marcellinus. Cambridge;1947.
15. Stein E. Geschichte des spatromischen Reiches. Wien; 1928.
16. Удальцова З.В. Идейно-политическая борьба… с.15.
17. – 18. Удальцова З.В. Идейно-политическая борьба…с.70-71.
19. Разин Е.А. Истортя военного искусства. т. 1. Военоое искусство рабовладельческого периода войны.
20. Лукомский Л.Ю. Аммиан Марцеллин и его время// Аммиан Марцеллин. Римская история. М.;2000.с.15-16
21. Холмогоров В.И. Римская стратегия IV века н.э.у Аммиана Марцеллина//ВДИ; 1939;№3.с.87-97.
Источники:
1. Аммиан Марцеллин. История.
Перевод Ю.А.Кулаковского и А.И.Сонни.
Выпуск I – 283 c.
Выпуск II - 284 с.
Выпуск III – 293 c.
Киев; 1906-1908.
2. Аммиан Марцеллин. Римская история.
СПб; 2000.
3. Памятники византийской литературы IV-IX веков.
М; 1968. 350 с.
4. Памятники поздней античной научно-художественной литературы II-V веков.
М; 1964. 414 с.
5. Памятники поздней античной поэзии и прозы II-V веков.
М; 1964. 360 с.
6. Хрестоматия по античной литературе для высших учебных заведений /под редакцией Дератани Н.Ф. и Тимофеева Н.А.
М; 1947. 631 с.
7. Хрестоматия по истории древнего мира / под редакцией В.Г.Боруховича.
Саратов; 1973. 416 с.
8. Хрестоматия по истории древнего мира / под редакцией В.В.Струве.
М; 1956. 343 с.
9. Хрестоматия по истории древнего Рима / под редакцией С.Л. Утченко.
М; 1962. 675 с.
Литература:
10. Аммиан Марцеллин //Словарь античности.
М; 1989. с. 29.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.