Естественно, что значительное место в своем повествовании Аммиан уделяет персам – народу, издревле жившему у восточных границ Римской империи, к тому же давнему врагу, который в прошлом не одерживал победы над римскими легионами, то, наоборот, терпел от них сокрушительное поражение. Особенно много внимания персам Аммиан уделяет в книге XXIII, где он помещает подробнейший экскурс, посвященный описанию городов персидской державы и населяющих эту страну жителей. Здесь Аммиан тоже не является первопроходцем. И до него Персия вызывала у многочисленных римских писателей немалый интерес: «В народоописаниях имеются об этой стране побробные рассказы, но лишь в очень немногих сообщены верные сведения». (XXIII; 6,1). Поэтому Аммиан заранее извиняется перед своими читателями: «Если мое описание будет несколько подробнее, то тем полезнее окажется оно для полного представления» (XXIII; 6;1). Правда, знания самого Аммиана о Персии порой весьма туманны. Так, он очень почтительно отзывается об Аршаке, считая его основателем персидской династии. То есть Аммиану ничего, по-видимому, не известно, о том, что в 224 году Парфянская династия Аршакидов прекратила свое существование, и к власти пришла новая династия – династия Сасанидов. Следуя легендарным сведениям, Аммиан пишет, что «Аршак возвысился в своих стремлениях и составил себе славное имя рядом блестящих деяний». (XXIII; 6; 2). Выясняется, что «Аршак не нарушал мира и проявлял милосердие и справедливость… Он наполнил Персию городами, крепостями и укреплениями, сделал ее грозной для соседних народов», за что и был присоединен «к сонму звезд» (XXIII;6; 3-4), то есть обожествлен.
Далее Аммиан подробно излагает географическое описание важнейших персидских областей, коих он насчитывает 14, не считая земель бактрийцев, согдийцев, саков, но здесь уже становится понятной нехватка его знаний, ибо он называет множество легендарных сведений, которые могли бы казаться достоверными человеку IV века, но в наше время они могли бы вызвать лишь усмешку; например, о жителях побережья Индийского залива (нынешнего Аравийского моря) аримаспах, диких одноглазых людях. Таковы же сведения о некой трещине в земле, из которой исходит вредоносный дух, убивающий своим запахом все, что находится поблизости, но абсолютно безвредный для евнухов. Вообще, становится заметным, что Аммиан достаточно подробно излагает быт, нравы и обычаи народов, с которыми Римская империя соприкоснулась уже давно (например, германских племен), но когда он начинает излагать историю и современную очень далеких от Рима народов (по географическому положению), он начинает путаться, сведения становятся все легендарными и недостоверными. Например, так он пишет о серах, а также синах, вероятно, предках нынешних китайцев. И это вполне понятно, ведь римляне никогда не приходили в прямое соприкосновение с ними. Или сведения о неких абиях, живущих в Персии, к северу напротив гиркан. Абии – «…весьма благочестивый народ, равнодушный ко всему человеческому, на который, как говорит Гомер, Юпитер взирает с горы Иды» (XXIII; 6;53).
Однако в целом этнографические и географические экскурсии о различных странах и народах, приводимые в труде Аммиана, отличаются широтой сведений, написаны как по личным наблюдениям, так и по различным ценным источникам и вполне отражают уровень развития научных знаний того времени.
Главной же целью труда Аммиана является показать, что наиболее опасным врагом Империи в IV веке были варвары. Поэтому так тревожат историка учащающиеся бунты солдат в римской армии. Воины жаждут политических переворотов и очень склонны к мятежам. Всякий раз с болью в сердце он рассказывает о бегстве римских солдат с поля боя, о других проявлениях трусости, о том, что исаврийцы усилились из-за распущенности солдат, из-за их трусости и корыстолюбия. Пьянство, жадность и разгул в римской армии Аммиан сурово порицает и, подчас впадая в излишне морализаторский тон, призывает к возрождению в армии строгих спартанских нравов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.