«Деяния» Аммиана Марцеллина как источник по истории поздней Римской империи, страница 5

Конечно, эти отрывочные сведения не дают нам вчозможности восстановить все стороны жизни и деятельности историка. Мы не знаем какое он получил образование, когда созрел у него замысел написать “Историю”, как он готовиля к написанию своего труда. Мы почти ничего не знаем о его источниках, нам не известны точно даже годы рождения и смерти Аммиана (около 330 – около 400).

Однако опираясь на текст его “Истории”, следователи заключают, что писать он начал скорее всего, под влиянием своих личных впечатлений от виденных им в период его воееной службы 353-363 годах событий, а также под впечатлением, произведенным на него Юлианом, которого он знал еще Цезарем и к которому был близок, когда тот уже стал императором. Продолжить “Историю” описанием событий, совершившихся после смерти Юлиана, Аммиана, скорее всего, побудил  невероятный успех его произведения у публики. Однако посление книги своего труда автор пишет уже явно с другими чувствами и другим отношением к описываемым им событиям. Он перестаёт уточнять события по годам, соообщаемые им сведения становятся отрывочными.

Таким в целом можно изобразить фигуру Аммиана Марцеллина, последнего крупного языческого историографа античности, личность которого, в его время совершенно уникальная, однако аозвышается на фоне авторов многочисленных  эпитом и бревиариев.


Глава I

Произведения Аммиана Марцеллина «История» принадлежит к числу наиболее значительных произведений в исторической литературе Древнего Рима. Книга как бы продолжает заложенную Титом Ливием и Тацитом традицию описания исторических событий. Аммиан Марцеллин  часто по праву именнуется «последним великим историком Рима». Его книга – это действительно выдающееся для своего времени произведение жанра античной историографии.

Труд Аммиана ценен тем, что представляет собой свидетельство очевидца, проникнуто непосредственной эмоциональностью. Да и трудно было оставаться спокойным и не испытывать эмоций, живя в такое богатое историческими событиями время, в какое жил Аммиан Марцеллин. А это была последняя четверть IY века  - эпоха, ключевая для всей дальнейшей истории Европы, когда в жесточайшей борьбе уходили в прошлое языческие и имперские ценности, и общество обретало иные, совершенно новые духовные основы для своего дальнейшего функционирования. В это время, когда Римской империи было суждено существовать уже менее ста лет, когда совершалось Великое переселение народов из восточных степей на европейские равнины и из лесов Северной Европы в долины Южной Европы, когда христианство, уже около четырех сотен лет с переменным успехом боровшееся с язычеством, практически полностью одержало победу и стало доминировать во всей Римской империи, когда менее полувека осталось до образования на территории Рима полусамостоятельных варварских королевств, которые, выходя из-под опеки Рима, разорвут его территорию на части, и выходит в свет это замечательное по своей сути историческое произведение, насыщенное еще живым в определенных кругах римской знати имперским духом, патриотизмом  великой Римской державы, держащей в своих руках, по крайней мере теоретически, весь мир. Произведение Аммиана носит критический характер по отношению к современным ему событиям, но эта критика не носит пессимистического характера. В то время как в трудах христианских  историков, типа Августина Аврелия, грозные обличения Рима рождают ощущение приближающейся катастрофы, у Аммиана наряду с негодованием, разоблачением, мы находим  и надежду на лучшее будущее, на возрождение былого величия могучего и блистательного Рима. Империя, по мнению Аммиана, испытывает лишь период временных неудач, а вовсе не зашла в тупик и уж тем более не находится на пороге гибели. Аммиан является продолжателем античной исторической мысли и в том, что он всегда может писать лишь увиденное и услышанное им лично. Однако критерий для определения того, что он знает понаслышке, у нас отсутствует. Подчас, как и его предшественники (например, Геродиан), он лишь скупо уведомляет читателя о том, как ему стали известны те или иные сведения. Он кое-что видел, кое-что слышал, кое к чему имел близкое касательство. Правда, Аммиан посетил и непосредственные места исторических событий (такие, как, например, поле, на котором состоялась битва при Адрианаполе в 378 году. Сложно сказать, насколько сообщения об услышанном и увиденном превалируют друг над другом.