Курсовая работа по психологии: Методические рекомендации для студентов педвуза

Страницы работы

16 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский педагогический  государственный  университет

им. В.М.Шукшина»

Курсовая работа по психологии

Методические рекомендации для студентов педвуза

Бийск

БПГУ им. В.М. Шукшина

2006

ББК 88

К 93

Печатается по решению

редакционно-издательского совета Бийского педагогического государственного университета им.В.М.Шукшина

Рецензент:

кандидат психол. наук, доцент кафедры практической и коррекционной психологии БПГУ им. В.М.Шукшина Н.И. Трубникова

К 93 Курсовая работа по психологии [Текст]: Методические рекомендации для студентов педвуза / Сост.: И.Н.Протасова, В.В.Протасов / Бийский пед. гос. ун-т им. В.М.Шукшина. - Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2006. –  33 с.

Издание предлагает развернутую программу самостоятельной исследовательской работы студентов, даны необходимые пояснения для оформления полученных результатов в тексте курсовой работы и ее последующей защите.

Для студентов педагогических вузов непсихологических специальностей очной и заочной форм обучения.

Ó БПГУ им. В.М.Шукшина, 2006

Ó И.Н. Протасова, В.В.Протасов, 2006

Содержание.

Введение……………………………………………………………4

Взаимодействие с научным руководителем……………………...6

Этика исследований человека……………………………………..8

Этапы работы и типы курсовых исследований…………………10

Выбор темы  и определение научного аппарата    исследования …………………….…..……11

Работа с научной литературой……………………..….…………16

Проведение исследования, обработка и интерпретация полученных данных…………………….…….20

Оформление текста работы………………………………………23

Защита курсовой работы…………………………………………26

Рекомендуемая литература………………………………………28

Приложения……………………………………………………….29

Введение.

Во время обучения в вузе студенты выполняют несколько курсовых работ по разным учебным дисциплинам. Курсовая работа представляет собой самостоятельно выполненное научное исследование в определенной предметной области. Этот достаточно сложный и трудоемкий вид деятельности осуществляется под научным руководством преподавателя данной дисциплины, назначаемого соответствующей кафедрой.

Какова роль курсовых исследований в учебной деятельности студентов? Порой именно их трудоемкость, неясность требований и целей вызывает у студентов защитную реакцию, желание пойти по пути, который кажется легким. В итоге курсовые работы разыскиваются в Интернете, выполняются на заказ «специалистами» или, написанные самостоятельно, представляют собой бездумно переписанные куски текстов из учебников.

Курсовые работы по психологии (или на выбор по педагогике или методике преподавания) выполняются в педагогическом вузе студентами непсихологических факультетов обычно на 4-м или 5-м курсах (на разных факультетах по собственному учебному плану) после изучения всех психологических дисциплин, в момент прохождения педагогической практики.

К этому моменту студент уже выполнил несколько курсовых работ по специальным дисциплинам, и, как ему кажется, он уже умеет это делать. Нужно признать, что на старших курсах создаются благоприятные условия для самостоятельной исследовательской работы. Студент обладает достаточной эрудицией в области педагогики, психологии и методики преподавания, имеет на педагогической практике широкую исследовательскую базу. Тем не менее, вопросов и трудностей возникает немало. 

Например, тема, которая предложена, в начале работы студенту не вполне понятна, поскольку психология изучалась на 1-м и 2-м курсах и уже давно благополучно «сдана» и забыта. Требования, предъявляемые научным руководителей, не совпадают с теми, которые выдвигались раньше, а значит, весь накопленный им опыт исследовательской работы не применим. Литературу по предложенной теме он не может найти, а его руководитель, не ведущий на старших курсах никаких учебных дисциплин, говорит буквально следующее: «Если будут вопросы, подходите в любое время».

Очень неловко в качестве первого вопроса сообщить, что ты ничего не помнишь, ничего не понял и не знаешь, с чего начинать работу. Это достаточно типичные проблемы, которые студенту представляются абсолютно неразрешимыми и, как правило, никто и никогда не объясняет, как с ними справиться.

Данные методические рекомендации направлены на описание технологии студенческой исследовательской работы в области психологии и требований к оформлению полученных результатов. Особое внимание при этом уделяется наиболее типичным вопросам и ошибкам начинающих исследователей. Мы постараемся объяснить, как нужно строить отношения с научным руководителем, работать с научной литературой, провести исследование, оформить текст работы, подготовить ее к защите и получить удовольствие от собственной продуктивной и творческой работы.

Надо сказать, что имеется множество  рекомендаций и серьезных аналитических работ по проведению психологического исследования. Но, как правило, они предназначены для специалистов в области психологии и при первом знакомстве могут, мягко говоря, обескуражить студентов непсихологического факультета, не подготовленных к их восприятию. Мы прилагаем список рекомендуемой литературы, поскольку рассказать исчерпывающе о специфике психологического исследования в рамках наших рекомендаций не представляется возможным. Вполне вероятно, что ответы на какие-то частные вопросы потребуется специально искать в других источниках.

Похожие материалы

Информация о работе