Не только публичное оглашение, но даже знакомство с собственными данными зачастую приводит к неожиданным и неприятным последствиям. Ребенок может неправильно их понять и в дальнейшем использовать как защитное средство, оправдание.
Оптимальная стратегия состоит в избегании любого оглашения результатов, как публичного, так и личного. Если это не удается сделать, нужно сообщить о них в максимально обобщенной форме или, еще лучше, в форме пожеланий. Например: «Мое исследование показало, что вам, ребята, нужно относиться друг к другу внимательнее и добрее».
Не забывайте, что Вы не обладаете квалификацией для проведения психологических консультаций, психотерапии или тренингов. Вы – специалист в другой области! Все психологические проблемы конкретных людей, которые проявились при проведении исследования, Вы можете решать только педагогическими средствами – с учетом полученных данных, организуя учебную и воспитательную работу.
Одним из удачных вариантов реализации принципа «не навреди» являются анонимные обследования. Хотя при их помощи может быть получена достоверная и полная информация, к сожалению, не всегда цели исследования позволяют строить его именно таким образом. Непонимание этого порой приводит к курьезным ситуациям. Под нашим руководством проводилось исследование типичных для неуспевающих подростков акцентуаций характера. Студентка провела огромную работу по диагностике и обработке трудоемкой тестовой методики. Все данные были анонимными. Спрашивается, как теперь узнать об успеваемости каждого участника исследования?
Этапы работы и типы курсовых исследований
Работа над курсовым исследованием включает несколько этапов:
- выбор темы и ее формулировка в виде названия курсовой работы
- составление подробного содержательного плана работы совместно с научным руководителем
- сбор материала (теоретического – работа с научной литературой и экспериментального – проведение исследования и его анализ)
- написание текста работы.
Вся система работы над курсовым исследованием зависит от того, какой его тип Вы предпочтете. Работа может быть теоретической или экспериментальной, чисто психологической или выполненной на стыке психологии и другой науки.
Курсовое исследование с проведением эксперимента предполагает непосредственную исследовательскую работу с людьми, выступающими в качестве испытуемых, получение новых данных, их систематизацию и описание. Вполне вероятно и даже предполагается практическое приложение полученных результатов к собственной профессиональной деятельности.
Теоретическое исследование посвящено анализу уже выполненных работ, существующих подходов и т.п. Оно не ограничивается простым сбором каких-то высказываний и их перечислением. Требование новизны остается неизменным для научной работы. Вам будет необходимо приложить уже известные факты к вновь сформулированной проблеме, использовать новый способ систематизации данных, проследить историю исследований в какой-то области психологии, динамику взглядов и т.п.
Достаточно интересными могут стать междисциплинарные исследования, выполненные на стыке психологии и той предметной области, в которой Вы специализируетесь: биологии, истории, математики, филологии. Например: «Различия в антропометрических показателях одаренных детей и детей с задержкой психического развития», «Специфика речевого развития у экстра- и интровертов» и т.п.
Выбор темы и определение научного аппарата исследования
Студент может и сам предложить тему работы, это вполне допустимо и даже желательно. Результат тесно связан с интересом, увлеченностью, поэтому важно, чтобы тема была привлекательной. Способность самостоятельно сформулировать тему и разработать программу собственной исследовательской деятельности является важным показателем интеллектуальной зрелости и научной эрудиции.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.