Курсовая работа по психологии: Методические рекомендации для студентов педвуза, страница 9

Допустим, в исследовании, направленном на изучение влияния пола на тревожность очевидна необходимость установления уровня тревожности у разных категорий испытуемых (например, мальчиков и девочек).

Тесты подбираются, отвечающие цели исследования, соответствующие возрасту, надежные, т.е. апробированные (опубликованные в научной литературе, а не в газетах). Важно разобраться в том, как они обрабатываются, что именно Вы узнаете, проведя тестовое обследование.

Многих обескураживают полученные результаты. После многочасовой работы напротив каждой фамилии просто появляется одна цифра. Нужно иметь в виду, что любой количественный показатель теста может быть описан качественно, т.е. полученные данные можно интерпретировать (истолковать).

Например: «17 баллов – это низкий уровень тревожности. Для людей, имеющих низкую тревожность характерно…». Список черт, характерных для всех людей из этой группы характеризует и нашего испытуемого.

Допустим, нужные тесты подобраны, проведены и обработаны. Исследователь оказывается один на один с колонками фамилий и чисел вместо реальных живых людей.. Он вступает в новый этап исследования – этап статистической обработки данных. Доказательными выводы исследования делает только математическая статистика, а именно приемы, формулы, способы количественных расчетов.

На уровне курсового исследования по психологии нет необходимости проводить суперсложные  математические вычисления. Достаточно грамотно систематизировать полученные результаты, выделить нужные группы и сравнить их друг с другом по выбранным параметрам.

Надо сказать, что это очень увлекательный процесс, даже трудно остановиться и хочется довести дело до конца, использовать более сложные расчеты, если вдруг обнаруживается, что гипотеза подтверждается статистикой.

Методы первичной и вторичной обработки данных на высоком научном уровне и, в то же время, предельно доступно для тех, кто не является специалистом в математике, описаны в работе Б.А.Сосновского «Лабораторный практикум по общей психологии» (13). Ну и, естественно, при возникновении затруднений всегда можно обратиться за помощью к научному руководителю.

После проведения всех необходимых вычислений – следующий этап работы: интерпретация полученных значений, т.е. их перевод с языка цифр на психологический язык. Существенно помогает осуществлению этого перевода и систематизации результатов использование таблиц и гистограмм. Образцы их оформления приведены в Приложениях 2 и 3.

Таблица – это рамка с упорядоченными по вертикали и горизонтали наборами данных. Столбцы и строки имеют заголовки, рубрики. Каждой таблице присваивается номер и дается название, в котором кратко и емко характеризуется ее содержание. При необходимости делаются примечания. Например: прим. Данные указаны в %.

Гистограмма – это вертикальные прямоугольники, расположенные на прямой. Они характеризуют распределение изучаемого признака. Имеется вариантов гистограмм. Кроме плоских и черно-белых можно использовать объемные и цветные гистограммы.

Изображение характера распределения признака в виде круга (или в объемном варианте в виде таблетки) называется диаграммой.

Оформление текста работы

Курсовое исследование является квалификационной работой. Это означает, что текст должен отвечать сложившимся требованиям к  ее содержанию и оформлению. Защита работы проходит публично, и ее автор получает оценку.

Требования  к оформлению текста:

- объем курсовой работы около 1 печ. л., что составляет 24 страницы машинописного текста

- список проработанной научной литературы по проблеме – не менее 20 источников

- нормативная структура текста:

Титульный лист (см. Приложение 1 )

Оглавление или Содержание (с указанием страниц)

Введение

1. (Название главы…)

1.1. (название параграфа…)

1.2.

1.3.

2. (Название главы…)

2.1.

2.2.

Заключение;

Библиографический список или Литература (см. Приложение 2)

Приложения (если в них есть необходимость, пронумерованные, если их несколько).

Количество глав и параграфов жестко не регламентируется. Структура работы задается ее целью и задачами.