Взаимодействие с научным руководителем.
Одним из ключевых элементов успешного выполнения работы являются отношения с научным руководителем. Они качественно отличаются от привычных отношений преподаватель – студент.
В руководстве курсовыми работами на преподавателя возлагается ряд обязанностей. Он обязан:
- предложить тему работы (с учетом интересов студента)
- определить примерную исследовательскую программу
- порекомендовать литературу по проблеме исследования
- консультировать студента по мере необходимости
- контролировать выполнение работы вплоть до ее защиты и выставления оценки
Для студента важно знать, что инициатива в сотрудничестве в рамках этих отношений принадлежит именно ему, а не преподавателю. Именно он должен продуцировать идеи, искать новые источники информации, осваивать исследовательские методы, обращаться за помощью, рекомендациями и разъяснениями. Непонимание этой специфики собственной роли не так уж редко приводит к курьезным ситуациям. Порой на титульном листе пишут:
Работу выполнил: студент И.И.Иванов
Работу проверил: канд. психол. наук, доцент С.С.Сидоров
В этой оговорке: «проверил» отражается неверное понимание роли руководителя как некоей контролирующей инстанции. Курсовую работу не «проверяют», ее выполнением руководят! Контроль – только одна сторона деятельности научного руководителя, притом не самая основная. На самом деле он выступает для студента как проводник в мир науки, при этом главная задача научного руководства состоит в приобщении начинающего исследователя к тем способам, при помощи которых добывается новое научное знание.
Наука – особая сфера человеческой деятельности, сложно устроенная, с устоявшимися традициями. В каждой науке имеется собственный предмет исследования, собственный арсенал методов. Неудивительно, что работа, которая была проделана при выполнении курсовых исследований по биологии, истории, математике, совершенно не похожа на ту, которая Вас ожидает при выполнении исследования по психологии.
Курсовое исследование может стать первым шагом в мир науки, шансом сделать открытие, узнать то, о чем не написано в учебниках, самому сделать вклад в науку. В общем, курсовую работу вовсе не обязательно воспринимать как тяжкий и обременительный груз, придуманный чтобы испортить студентам жизнь. В Ваших силах сделать собственное исследование увлекательным приключением разума, отгадывающего тайны человеческой психики.
Этика исследований человека
Исследовательская работа по психологии предполагает непосредственное взаимодействие с людьми, выступающими в качестве испытуемых, получение информации о внутреннем мире при помощи психологических средств.
Далеко не всегда эта информация абсолютно безопасна. Во всех странах со сложившейся психологической службой, психологическими обществами приняты этические кодексы, этические правила профессионального поведения психологов. Студент, получающий профессию педагога и выполняющий курсовое исследование по психологии также должен подчиняться этим требованиям.
Психологические методики – это очень опасное средство в руках непрофессионала, не представляющего себе, с чем он имеет дело. Основополагающий принцип «не навреди» должен стать руководством к действию. Необходимо получить согласие на участие в исследовании, доступным для участников языком объяснить собственные цели. Допустим при разработке темы «Структура саморегуляции у неуспевающих школьников» цель для испытуемых может быть сформулирована таким образом: «Ребята, мне нужно разобраться, что мешает детям хорошо учиться. Кто хотел бы мне помочь?» Особо позаботиться нужно о том, чтобы вся персональная информация о каждом участнике осталась конфиденциальной, не была обнародована. Для этого персональные данные зашифровываются с помощью цифр или букв.
Публичное оглашение любых результатов, даже тех, которые кажутся нейтральными или малозначимыми, может стать источником психологической травмы. Ребенок крайне болезненно может переживать, что он самый тревожный, застенчивый, агрессивный, обладает плохими показателями памяти и т.п.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.