Нужно быть готовым к ответу на вопросы, возникающие у аудитории. Порой для студента это серьезное испытание, многие с опаской ожидают вопросов, воспринимая их как угрозу, своеобразный аналог экзамена.
Можно сказать, что защита курсовой работы – это репетиция, упрощенная модель защиты дипломной работы.
Очень важен правильный психологический настрой для ответов на вопросы, нужно знать, как на них реагировать, что уместно, а что неуместно и произведет невыгодное впечатление.
Скажем, абсолютно неуместна агрессивная реакция, грубость. Это порой наблюдается, в особенности, если вопросы задает однокурсник, а не преподаватель. Недопустима такая реакция: «Ну я же только что об этом рассказал! Повторяю для глухих». Уместно: «Как было отмечено в начале нашего выступления…» или «Мы уже пытались это сформулировать, но, по-видимому, не совсем удачно». Самое интересное, что чаще всего последняя фраза – не дипломатическая увертка, а чистая правда. Ваше высказывание не поняли, потому и переспрашивают.
Многие с ужасом ждут вопросов, на которые они не смогут ответить. Что делать в этом случае? Честное «не знаю» - не самый лучший выход из неудобного положения.
Во-первых, все вопросы должны касаться Вашей темы и Вашего исследования, а уж в нем-то Вы, безусловно, самый компетентный человек из аудитории.
Во-вторых, целью преподавателя (который компетентнее) не является выяснение, чего Вы не знаете. Его задача оценить, как Вы выполнили работу, которая была запланирована еще год назад. Если все пункты плана выполнены, и текст работы отвечает требованиям, Вы вправе рассчитывать на отличную отметку.
В-третьих, имеются универсальные речевые формулировки, выручающие докладчика в самые трудные для него минуты. Вполне уместны такие ответы: «Этот вопрос выходит за рамки проводимого нами исследования», «Мы не занимались специальным изучением этой проблемы», «Включение указанных вопросов неправомерно расширило бы объем проводимого исследования», «нами не ставилась такая задача» и т.д. и т.п.
Если есть такая необходимость, можно попросить повторить или уточнить вопрос.
Не нужно бояться вопросов. Они позволяют автору подробнее рассказать о тех аспектах работы, которые не были включены в доклад, блеснуть научной эрудицией.
Наличие вопросов показывает, что проблема вызвала интерес, привлекла внимание, поэтому нужно выражать искреннюю благодарность тем, кто задает вопросы. Это самая выгодная для докладчика линия поведения, располагающая к нему аудиторию.
Рекомендуемая литература
1. Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить. — М., 1997.— 256с.
2. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. – М.: ВЛАДОС, 1999.- 304 с.
5. Гласс Д., Стенли Д. Статистические методы в педагогике и психологии.- М.: Прогресс, 1976.- 495 с.
6. Герасимов В.П. Математическое обеспечение психологических исследований.- Бийск.: НИЦ БиГПИ, 1997.- 89 с.
7. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учеб. пособие. – Самара, «БАХРАХ-М», 2000.-248 с.
8. Горбунова В.В. Экспериментальная психология в схемах и таблицах: Учеб. пос. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005.- 184 с.
9. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента / Пер. с англ. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.- 462 с.
13. Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии.- М.: Просвещение, 1979.- 156 с.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.