Установки ГТД-6 и ГТД-16 Машпроекта и ГТУ-12П Авиадвигателя выпускаются для газопроводов серийно. Единичные установки ГТУ-16П, АЛ-31СТ, ГТД-25 и НК-37 эксплуатируются на магистральных газопроводах с наработкой от 5—8 до 15—20 тыс.ч.
ГТЭ-10/95, установленная на Ишимбайской ТЭЦ, отработана пока на жидком топливе; ГТУ-89 СТ20 работает на электростанции под Уренгоем с электрическим генератором мощностью 12 МВт с пониженными нагрузками; ГТУ-25П и ГТЭ-25У еще не построены, хотя для обеих имеются уже конкретные объекты.
Можно сказать, что в диапазоне мощностей до 30 МВт, для которого целесообразно создание энергетических ГТУ на базе авиационных или судовых двигателей, подходящие газовые турбины будут в наличии тогда, когда они будут экономически востребованы. Конечно, их вероятным поставщикам и проектировщикам электростанций надо еще поработать для обеспечения конкурентоспособных эксплуатационных показателей; уменьшения удельных площадей, строительно-монтажных затрат и стоимости электростанций с ГТУ этого класса мощностей; для организации производства электростанций заводского изготовления, укомплектованных всем необходимым оборудованием и системами; снижения продолжительности и стоимости технического обслуживания, а также длительности плановых и внеплановых простоев и т.д.
Для разработки и выпуска оригинальных отечественных энергетических ГТУ большой мощности также целесообразно использование авиационной технологии.
Опыт, знания и культура производства, сконцентрированные в авиадвигателестроении, дополненные пониманием условий работы, технических и экономических требований к энергетическому оборудованию и опытом изготовления крупных турбин, имеющимся у энергомашиностроителей, создают основу для успеха кооперации авиамоторостроительных и энергомашиностроительных фирм.
В настоящее время уже изготовлена и отрабатывается под нагрузкой на стенде энергетическая ГТУ мощностью 110 МВт (см. рисунок), выпущенная оборонными предприятиями Машпроект и Рыбинские моторы с вполне современными высокими показателями (табл. 4). Очень срочным является вопрос об испытаниях второго образца этой ГТУ, который изготовляется в настоящее время для одной из российских электростанций (намечено на Ивановской ГРЭС). Завершение испытаний и опережающее накопление в течение 1—2 лет опыта эксплуатации существенно уменьшат риск экономически целесообразного внедрения этих ГТУ.
Специалистами ЛМЗ и Авиадвигателя при участии ВТИ в 1997 г. был выполнен проект современной ГТУ мощностью 180 МВт. Ее показатели также приведены в табл. 4. В основу конструкции агрегата положены уже отработанные в авиации решения. Его проектирование и изготовление с поставкой на электростанцию могут быть выполнены примерно за 3 года. Несколько фирм (Машпроект, Авиадвигатель, ЛМЗ) разрабатывают одновальные ГТУ мощностью около 60 МВт с близкой к ГТЭ-110 или ГТЭ-180П экономичностью и другими показателями.
Развитие и завершение всех этих разработок сдерживается крайне сложным экономическим положением в стране. По этой же причине сдерживается и производство ГТУ, разработанных иностранными фирмами, на созданных ими в России совместных предприятиях и прямые поставки энергетических ГТУ из-за рубежа.
Таблица 4. Проектные показатели отечественных энергетических ГТУ мощностью более 40 МВт и ПГУ с ними
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.