При доводке двигателя выполняется более 50 видов специальных испытаний, с помощью которых проверяют параметры и работоспособность двигателя в экстре-мальных условиях, вибрационное и тепловое состояния двигателя, его узлов и деталей, работоспособность и параметры систем, эксплуатационные характеристики, характеристики надежности и живучести двигателя. Воспроизведение реальных условий эксплуатации является одной из принципиальных особенностей доводки и проведения специальных испытаний. Завершающей стадией последних и доводки двигателя являются ресурсные испытания, которые проводятся, как правило, по ускоренной программе с моделированием по времени долговечности основных деталей и узлов по заданному ресурсу.
Программы эквивалентных испытаний формируются на основе анализа условий эксплуатации, связей нагрузки и долговечности по каждому виду нагружения и методов суммирования повреждений. Результаты испытаний по этой программе позволяют в короткие сроки выявить основные дефекты узлов и деталей, проверить мероприятия по их устранению и оценить ресурс двигателя. О их достоверности свидетельствует тот факт, что из 26 типов эксплуатационных дефектов 25 проявились при проведении ускоренных испытаний.
Технологическая надежность двигателей обеспечивается выделением особо значительных процессов, их опережающим исследованием и запасом по технологическим факторам. При этом следует обратить особое внимание на устранение отрицательной технологической наследственности, обеспечение качества и стабильности технологических процессов, применение упрочняющих финишных технологий.
Для сохранения высокой надежности двигателей при их длительной эксплуатации проводятся исследования деталей после длительной работы и оценки их остаточного ресурса.
В настоящее время эксплуатация газотурбинных двигателей в авиации и конвертированных двигателей для наземного применения ведется по техническому состоянию (ЭТС). Для этого проводятся периодические осмотры и оценка параметров работы двигателя. По их результатам принимается решение о возможности продления срока его функционирования.
Для контроля состояния на двигателе проводят следующие мероприятия:
применяют лючки для осмотра эндоскопами и проверки токовихревыми или ультразвуковыми приборами всех ступеней компрессора и турбины, элементов камеры сгорания и других мест. Через лючки выполняется также локальный ремонт или замена отдельных элементов;
организуют замеры характерных температур и давлений;
используют магнитные пробки для контроля состояния всех опор, подшипников, агрегатов толливопитания и маслосистемы;
отбирают пробы масла для анализа и выявления износа.
Газотурбинные двигатели оснащают системами: измерения и контроля основных параметров, сигнализации при несоответствии параметров техническим требованиям, регистрации на специальные магнитные носители основных параметров и срабатываний сигнализаторов; комплексами вибродиагностики, позволяющими на ранней стадии выявлять дефекты роторной части двигателя.
Если для наземного применения конвертируют авиационные двигатели, недостаточно подготовленные к ЭТС, то на них выполняют все мероприятия по обеспечению контролепригодности и диагностирования состояния двигателя.
Повышению надежности и успеху ЭТС способствует автоматизация диагностики (АСД) оценки технического состояния двигателя с использованием ЭВМ. АСД обеспечивает:
идентификацию состояния двигателя;
прогнозирование его дальнейшей эксплуатации;
многопараметрический анализ тенденций изменения состояния;
получение взаимных функций и исследование взаимосвязей процесса;
набор статистики по условиям эксплуатации работоспособного и неработоспособного состояний двигателей;
выявление и диагностирование неисправностей двигателя, например, таких как разрушения и дефекты, приводящие к увеличению вибраций;
отклонения от нормы функционирования агрегатов;
возникновение неустойчивых процессов в проточной части двигателя и др.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.