Принятая продольно-возвратная (петлевая) схема течения охладителя в лопатке не обеспечивает равномерной температуры по высоте оболочки, что приводит к необходимости оценки ее теплового состояния в различных сечениях по высоте лопатки. Однако выполненные ранее исследования охлаждаемых лопаток с аналогичной схемой течения охладителя показали, что с учетом принятой неравномерности температуры в газовом потоке по высоте сопловых лопаток наиболее теплонапряженное сечение близко к среднему. Поэтому представленные результаты свидетельствуют о работоспособности предложенной конструкции охлаждаемой сопловой лопатки первой ступени. Вместе с тем имеются возможности дальнейшего совершенствования системы охлаждения лопатки рассмотренной конструкции, которые позволят снизить расход охлаждающего пара. Проведенные исследования показывают, что на базе комбинированной системы охлаждения освоенными техническими средствами могут быть созданы газовые турбины с начальной температурой 1500-1600°С, обеспечивающие к.п.д. парогазовых установок на уровне 60 %.
Список литературы
1. Высокоэффективная комбинированная установка с паровым охлаждением газовой турбины / Л.В.Арсеньев, Ю.Г.Корсов, Е.А.Ходак, Г.А. Ромахова // Теплоэнергетика. 1990. № 3. С. 19- 23.
2. Решетки профилей лопаток турбин. Расчет на ЭВМ граничных условий теплообмена. РТМ 108.020.02-80. Л.: ЦКТИ, 1980.
Обеспечение ресурсов авиадвигателей наземного применения
Приведены основные положения и направления методики подтверждения и продления большого назначенного и межремонтного ресурсов конвертированных авиадвигателей наземного применения. Показано, что эквивалентные испытания позволяют в короткие сроки выявить их основные дефекты, проверить мероприятия по устранению последних и оцепить ресурс двигателя. Отмечено, что определение и продление ресурса по техническому состоянию в практике работы эксплуатирующих предприятий требуют разработки и внедрения автоматизированной системы диагностики.
Качество и конкурентоспособность газотурбинных двигателей характеризуется многими параметрами. Основные из них взаимосвязаны и часто конкурируют между собой. Их оптимизация является сложной многофакторной задачей.
Основными параметрами качества являются надежность и ресурс. Большой ресурс и повышенная надежность ГТД снижают издержки производств, в которых они используются, благодаря уменьшению количества и стоимости ремонтов, а также снижению потребного для обеспечения работоспобности системы количества двигателей и затрат на замену ГТД, отработавших ресурс.
В настоящее время в ОАО СНТК имени Н.Д.Кузнецова созданы и успешно работают конвертированные авиадвигатели для приводов нагнетателей газоперекачивающих станций магистральных газопроводов НК-12СТ, НК-16СТ. На сегодняшний день газоперекачивающие агрегаты ГПА-Ц-6,3 и ГПА-Ц-16 с двигателями НК-12СТ и НК-16СТ составляют 34,2 % газотурбинной мощности магистральных газоприводов стран СНГ (табл. 1).
Максимальные наработки этих двигателей в эксплуатации приведены ниже, тыс. ч:
НК-12СТ НК-16СТ
Максимальная без ремонта 60 38
Суммарная 37656 19950
Таблица 1
Показатель |
1988г. |
1990 г. |
1992г. |
1995г. |
1996г. |
|||||||
I6CT |
12СТ |
16СТ |
12СТ |
16СТ |
12СТ |
16СТ |
12СТ |
36СТ |
16СТ |
12СТ |
36СТ |
|
Количество компрессорных станций |
58 |
109 |
92 |
111 |
102 |
113 |
118 |
117 |
1 |
124 |
117 |
1 |
Количество ГПА |
306 |
762 |
430 |
783 |
462 |
804 |
535 |
852 |
1 |
550 |
852 |
1 |
Мощность двигателей в эксплуатации, тыс. кВт |
4900 |
4801 |
6880 |
4940 |
7392 |
5065 |
8560 |
5365 |
25 |
8800 |
5365 |
25 |
Наработка двигателей с начала эксплуатации, тыс. ч |
5960 |
19262 |
7500 |
23550 |
9200 |
27675 |
15531 |
30410 |
3.486 |
17850 |
33656,57 |
5,864 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.