МПС РОССИИ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
В.Н. НЕДОСТАЕВ
Справочное руководство
по ФИЗИКЕ
для абитуриентов, поступающих в Российский государственный открытый
технический университет путей сообщения
Москва 2002
Содержание
1. Введение……………………………………………………………….2
2. Разбор типовых задач, предлагавшихся в университете в 2001 году с разбором характерных ошибок и общие замечания по решению задач………………………………………………………..3
3. Единицы измерения физических величин…………………………21
4. Элементы математики, используемые при решениях задач……....24
5. Основные законы и формулы по разделам физики……………….29
6.
Образцы вариантов письменной
работы по физике с решени-
ями и примерами их оформления……...………………………….42
7. Примерные варианты письменной работы для самостоятельного решения…………………………………………………………….....48
8. Приложение………………………………………………………….60
1. Введение
Опыт вступительных экзаменов по физике показывает, что решение задач вызывает наибольшие затруднения у поступающих в ВУЗ. Задачи на вступительных экзаменах по физике помогают проверить, насколько глубоко разбирается абитуриент в сущности физических законов и явлений, и умеет ли он применять теорию к решению задач и выбирать правильный путь решения, обосновывать его, правильно делать необходимые вычисления. Знает ли он систему единиц измерения СИ и внесистемные единицы, а также перевод их в систему СИ.
В настоящее время имеется целый набор задачников и пособий с набором типичных задач, по которым можно повторить, усвоить и закрепить знания об основных методах решения задач по различным разделам курса физики.
Настоящее пособие ставит своей целью ознакомить абитуриентов с рядом задач, предлагавшихся в различные годы на вступительных экзаменах в РГОТУПС.
В 2002 году вступительный экзамен по физике в отличие от предыдущих годов будет письменный, а это, безусловно, принесет свои особенности и трудности.
Данное пособие предлагается автором по следующей схеме:
I. В первой части на нескольких примерах рассмотрен ряд наиболее типовых задач по разделам физики с разбором характерных ошибок, регулярно встречающихся при решении задач на приемных экзаменах, даны общие замечания по решению задач.
II. Во второй части приведена система единиц измерения СИ с основными и производными единицами для различных физических величин, а также часто употребляемые внесистемные единицы и их связь с единицами измерения СИ.
III. В третьей части представлены основные математические материалы (понятия, уравнения, правила, законы и т.д.), которые необходимы для решения физических задач.
IV. В четвертой части рассматриваются плановые задачи по разделам физики, которые являются наиболее типичными к тем задачам, которые будут предложены на вступительных экзаменах в 2002 г. В начале каждого раздела приведен краткий теоретический материал, необходимый для успешного решения задач.
V. В пятой части приведены примеры вариантов письменной работы с решениями и правилами их оформления.
VI. В последней части приведено несколько примерных вариантов экзаменационных билетов для самостоятельного решения.
В приложении приведены некоторые табличные данные, которые могут помочь при решении задач.
1. Основные физические постоянные.
2. Десятичные приставки к названиям единиц.
3. Латинский и греческий алфавит (в сокращенном виде).
4. Периодическая система элементов Д.И. Менделеева.
2. Разбор типовых задач, предлагавшихся в университете в 2001 году с разбором характерных ошибок и общие замечания по решению задач.
При решении задач необходимо помнить, что каждая физическая задача имеет свои особенности, в каждой из них заложен тот или иной частный случай проявления общих законов физики. Приступая к решению, нужно внимательно проанализировать задачу, четко представить описанный в ней процесс, разобраться, почему он так протекает, какие законы лежат в его основе, каковы начальные условия, что дано, что нужно найти. После выяснения физического смысла задачи надо составить уравнение (или систему уравнений), решить в общем виде, сделать проверку единиц измерения, а затем провести вычисления в системе СИ.
Примеры решения задач
Пример № 1
Велосипедист
ехал из одного города в другой. Половину пути
он проехал со скоростью 14,4 км/ч. Далее половину оставшегося времени движения
он ехал со скоростью 7,2 км/ч, а затем до
конца пути шел пешком со скоростью 5,4 км/ч. Определить среднюю скорость
велосипедиста на всем пути.
А 1 2 3 В Дано:
S1 = 0,5 S;
1 = 14,4 км/ч = 4 м/с;
S1 S2 S3 2 = 7,2 км/ч = 2 м/с;
t2 = t3;
3 = 5,4 км/ч = 1,5 м/с.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.