Тепловыделения в водную и воздушную среду зависят от типа СЭУ, ее мощности и тепловой экономичности. Для ГТУ и установок с ДВС характерны значительные теплопотери с отработавшими газами, составляющие основную долю потерь энергии для этих установок. Наоборот, для ПТУ основные теплопотери имеют место с охлаждающей водой конденсационных установок. Потери энергии при работе движителей и механические потери при работе механизмов также отражаются на соответствующих тепловыделениях в водяную среду.
Отвод отработавших газов в атмосферу приводит к выбросу в воздушную среду продуктов сгорания углеводородного топлива, главным образом углекислого газа, окиси углерода и сернистого ангидрида. Количество отработавших газов возрастает с увеличением мощностей установок. Если в настоящее время СЭУ еще не создают непосредственной опасности общего загрязнения воздушной среды, то локальное загрязнение, воздуха продуктами сгорания топлива в результате задымляемости палуб и надстроек судна в отдельных случаях может иметь серьезные вредные последствия. Поэтому вопросы предотвращения задымляемости судна являются предметом специальных проработок при проектировании СЭУ.
Загрязнение моря нефтью приняло за последние 20 лет угрожающие размеры, что связано с сильно возросшим масштабом морских нефтеперевозок, значительным ростом мирового флота и увеличением потребления нефтяного топлива энергетическими установками морских судов.
Мероприятия по предотвращению загрязнения моря нефтью периодически становятся предметом специального рассмотрения межправительственной морской консультативной организации при ООН (ИМКО). Принятая этой организацией в 1973 г. конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью предусматривает осуществление соответствующих технических мероприятий на судах и устанавливает предельно допустимые нормы содержания нефти в откачиваемой с судна воде. Требования конвенции должны учитываться при проектировании судов и СЭУ. В частности, для очистки от нефтепродуктов сточных вод из трюмов (льял) машинных отделений морских судов необходимо предусматривать специальные сепараторы трюмных вод.
Повышенная пожарная опасность в помещениях СЭУ связана с наличием топливных и масляных цистерн и трубопроводов, устройств для топливоподготовки и сжигания топлива, развитых поверхностей и трубопроводов, подверженных действию рабочей среды при высоких температурах и давлениях, электрических распределительных устройств и кабелей, а также с необходимостью систематического проведения на судне сравнительно большого объема ремонтных работ.
Предотвращение загрязнения моря нефтью.
Основными источниками загрязнения моря нефтью являются:
— откачка за борт нефтесодержащих вод из трюмов машинно-котельных отделений, нефтесодержащей балластной воды из цистерн запаса топлива и грузовых отсеков нефтеналивных судов, а также откачка отстойной воды и отходов сепарации (преднамеренное загрязнение);
— перелив нефтепродуктов в процессе их приема в судовые емкости (случайное загрязнение);
— разлив нефтепродуктов при разрыве шлангов и труб систем погрузки, а также при разрушении наружной обшивки корпуса судна (аварийное загрязнение).
Предотвращение преднамеренного загрязнения обеспечивается при строгом соблюдении ограничительных инструкций, а также при оборудовании судна специальными емкостями для сбора отстоев, отходов сепарации и отработавшего масла, которые затем могут сдаваться на базы, и специальными устройствами для очистки (сепарации) откачиваемых за борт трюмных и загрязненных балластных вод.
В целях предотвращения случайного перелива топлива при переполнении емкостей применяют систему переливных труб, исключающую возможность непосредственного перелива топлива за борт. Кроме того, предусматривают специальные помещения для хранения топливных шлангов и поддоны в местах расположения наливных втулок и приемно-перекачивающих патрубков.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.