Достоинства прямой передачи мощности к движителю судовой дизельной установки с МОД, страница 10

Рис. 10.3 Магнитный тахометр с электрическим валом.

валу ротора 4 электродвигателя установлен гистерезисный диск 5 а также постоянные магниты 6 измерительной части тахометра.

 В статорной обмотке электродвигателя создается трехфазное вращающееся магнитное поле, скорость вращения которого в данном случае равна скорости вращения генера­тора. Гистерезисный диск служит для асинхронного запуска синхронного двигателя, а также для синхронизации системы в процессе работы.

Измерительная часть тахометра состоит из постоянного маг­нита, установленного на валу двигателя, алюминиевого диска 1

и измерительной пружины 8, закрепленных на одном валу. На этом валу находится также демпфер 9 и стрелка 10.

Между торцами неподвижного магнита расположен алюминиевый диск, закрепленный на валу со стрелкой. При колебаниях стрелки в диске наводятся вихре­вые токи, которые, взаимодействуя с неподвижным магнитом, гасят их.

Выпускаемые промышленностью магнитные тахометры по­зволяют измерять частоту вращения до 500 с-1. Основная по­грешность не превышает 1%. К одному генератору-датчику можно подключить через электрические валы несколько измери­телей.

10.5 ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ТАХОМЕТРЫ

Электрические тахометры основаны на использовании гене­раторных преобразователей в виде электрических генераторов постоянного или переменного тока. Э.д.с. генераторов пропор­циональна угловой скорости вращения, измерив которую можно определить частоту вращения его ротора. Электрические тахо­метры состоят (рис. 10.4) из датчика-генератора 4, часто назы­ваемого тахогенератором, электрической цепи и электроизмери­тельных приборов 5. Тахогенератор присоединяется к валу 1, его частота вращения измеряется через механическую передачу 5. При малых частотах вращения используются повышающие передачи, как, например, на гребных валах. В этом случае на валу закрепляется разъемное зубчатое колесо 2; меньшее колесо установлено на валу генератора.

Электрические тахометры имеют высокую точность, позво­ляют осуществить дистанционное измерение и присоединять к тахогенератору несколько электроизмерительных приборов. Последнее свойство имеет важное значение для измерения ча­стоты вращения гребного вала, данные о которой необходимо передавать на ходовой мостик, в центральный пост управления, машинное отделение и др.

Электрический тахометр постоянного тока имеет генератор, при вращении которого в его обмотке наводится э. д. с., пропор­циональная частоте вращения при постоянном потоке возбуж­дения:

 ,                         (10.4)

где:   К3 - коэффициент   пропорциональности;  

В качестве электроизмерительных приборов используют вольтметры, шкалы которых проградуированы по частоте вра­щения вала. К одному тахометру присоединяют до восьми при­боров.

Электрические тахометры постоянного тока характеризуются широким диапазоном измеряемой частоты вращения и равно­мерностью шкалы. Однако наличие в тахометре коллектора и трущихся контактов (щеток) требует тщательного ухода для поддержания постоянного сопротивления. Основными погрешно­стями тахометра постоянного тока являются температурная погрешность и погрешность

Рис. 10.4 Принципиальная схема электрического тахометра.

 от непостоянства переходного сопро­тивления между коллектором и щетками. При условии тщатель­ного выполнения и эксплуатации погрешность измерения ско­рости вращения не превышает ±1%.                                               Электрические тахометры переменного тока имеют структур­ную схему (см. рис.10.4), аналогичную схеме тахометра постоян­ного тока. Эти тахометры могут быть основаны на измерении э. д. с. генератора или ее частоты.

Тахогенератор переменного тока имеет такие же температур­ные погрешности, как и генераторы постоянного тока. Они вы­годно отличаются от тахометров постоянного тока отсутствием