Учет специфических особенностей каждого проектируемого типа судна не исключает необходимости унификации технических решений для однотипных СЭУ. Единообразие компоновочных схем, единый принцип комплектования и размещения основного механического оборудования обеспечивает преемственность технических решений и позволяет наилучшим образом отрабатывать их на основе использования предыдущего опыта. Значение типизации особенно проявляется в сфере эксплуатации, так как при этом создаются наиболее благоприятные условия для быстрого освоения энергетических установок новых судов обслуживающим составом.
Блочный принцип компоновки является новым прогрессивным направлением в проектировании расположений СЭУ. Целесообразность разделения СЭУ на отдельные сборочно-монтажные единицы, в частности, обусловлена следующим:
— создается возможность более детальной отработки технических решений по расположению и существенного повышения качества монтажных работ;
— обеспечивается возможность проведения более широкой межпроектной унификации за счет создания унифицированных функциональных и зональных блоков (агрегатов и модулей);
— расширяется фронт проектных работ по расположению и фронт монтажных работ, что позволяет сократить сроки их исполнения.
Проработка блочной компоновки СЭУ должна проводиться уже на начальных стадиях проектирования, что обеспечит формирование оптимальных решений на завершающих стадиях.
Количество отсеков для размещения СЭУ в общем случае должно быть по возможности минимальным при наименьшей общей протяженности их по длине. Этим обеспечивается минимальный объем занимаемых СЭУ помещений, сокращение массы установок (в основном за счет сокращения и упрощения коммуникаций), повышение ее надежности и существенное упрощение обслуживания.
Минимально необходимые размеры отсеков СЭУ по длине в основном определяются необходимостью размещения главных агрегатов пропульсивной установки и оборудования судовой электростанции. Наибольшая длина каждого отсека на морских судах обычно ограничена условием обеспечения аварийной непотопляемости.
На транспортных судах СЭУ занимает относительно небольшую часть объема корпуса, и ее обычно располагают в одном отсеке. Размещение в нескольких отсеках применяют, если
По условиям удифферентовки при различных случаях загрузки судна может оказаться целесообразным среднее расположение отсеков СЭУ в районе миделя. При этом обеспечиваются благоприятные условия расположения средней надстройки (хороший обзор из ходовой рубки, отсутствие значительных ускорений при килевой качке, удаленность от кормовой оконечности, подверженной вибрации при работе гребного винта), удобное размещение СЭУ и минимальная длина занимаемых ею отсеков. Недостатком такого расположения является большая протяженность валопровода, для размещения которого необходимо предусматривать водонепроницаемую выгородку (коридор) в районе кормовых грузовых трюмов, и неудобная форма трюмов, значительно усложняющая их загрузку. В настоящее время среднее расположение СЭУ находит ограниченное применение.
При кормовом расположении СЭУ валопровод имеет минимальную протяженность и одновременно обеспечивает наиболее благоприятное размещение грузовых трюмов.
При промежуточном расположении СЭУ исключаются многие недостатки, присущие среднему и кормовому расположению, поэтому его сравнительно часто применяют на судах различного назначения, особенно на скоростных судах с заостренными образованиями кормовой оконечности.
Взаимное расположение отсеков многовальной СЭУ может быть выполнено по линейной или по эшелонной схеме. Линейная, схема обеспечивает удобное обслуживание энергетического оборудования и его компактное расположение, однако при этом в отдельных случаях не достигается необходимая повышенная живучесть СЭУ. Эшелонное расположение позволяет разделить оборудование пропульсивной установки на автономные группы (эшелоны), размещаемые в различных отсеках.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.