Введение
Диспетчерская централизация (ДЦ) — это комплекс устройств железнодорожной автоматики и телемеханики, состоящий из автоблокировки на перегонах, электрической централизации стрелок и сигналов на станциях, системы телеуправления и телесигнализации (ТУ-ТС) и дающий возможность поездному диспетчеру задавать поездные и маневровые маршруты на раздельных пунктах диспетчерского участка (круга) из одного центрального пункта—поста (ЦП) ДЦ.
Устройства ДЦ должны обеспечивать: управление из одного пункта стрелками и сигналами ряда раздельных пунктов; контроль на аппарате управления положения и занятости стрелок, занятости перегонов, путей на станциях и прилегающих к ним блок-участков, а также повторение показаний входных, маршрутных и выходных светофоров; возможность передачи станций на резервное управление стрелками и сигналами по приему и отправлению поездов, маневровой работе или передаче стрелок на местное управление для маневров; автоматическую запись графика исполненного движения поездов; выполнение требований, предъявляемых к электрической централизации и автоблокировке. Диспетчер управляет устройствами электрической централизации и принимает решения по организации движения поездов, в том числе в случаях возникновения конфликтных поездных ситуаций. Это способствует наилучшему использованию пропускной способности участка при полном обеспечении безопасности движения поездов.
Диспетчерскую централизацию применяют на одно- и многопутных линиях дорог, включая пригородные участки с интенсивным движением поездов. Наиболее эффективна диспетчерская централизация на однопутных линиях, особенно если перегоны имеют двухпутные вставки, а раздельные пункты построены по продольной схеме, позволяющей осуществлять безостановочные скрещения поездов. В этом случае при ДЦ участковая скорость движения поездов повышается на 15—25 %, а пропускная способность — на 35—40 %. Штат эксплуатационного персонала при этом на 100 км железнодорожных линий сокращается на 60 человек. Срок окупаемости капиталовложений, затраченных на оборудование однопутного участка устройствами ДЦ, не превышает 5 лет.
ДЦ системы «Нева» с циклическим контролем состояния объектов впервые была применена в 1967 г. на двухпутном пригородном участке Октябрьской дороги. Продолжительность цикла контроля около 1300 объектов в этой системе составляет 5 с, она работает в дуплексном режиме как при линейном подключении станций, так и при радиальной схеме. При этом возможно одно- и двустороннее управление, что значительно повышает надежность действия ДЦ.
В этот период в комплекс устройств ДЦ внесли много нового. Устройства монтируют уже не в ячейках, а на стативах с законченным заводским монтажом. На постах ДЦ устанавливают испытательный пульт для контроля работы каналообразующей аппаратуры. Вся аппаратура, работающая в импульсном режиме, переведена на бесконтактные элементы, причем на центральном посту предусматривается 100 % резерв каналообразующей аппаратуры, находящийся в готовности к действию. На промежуточных станциях применяют схему повторного перевода стрелок, при которой в случае неперевода стрелки остряки возвращаются в исходное положение и перевод стрелки повторяется до двух раз. Предусмотрена автоматическая установка маршрутов (АУМ) на промежуточных станциях для того, чтобы избежать задержки поездов в случае повреждения кодовой линии. При повреждении в зависимости от состояния перегонов, прилегающих к станции, участков приближения и приемо-отправочных путей маршрут устанавливается автоматически и движение поездов продолжается.
Система «Нева» хорошо зарекомендовала себя, но тем не менее развитие полупроводниковой техники продолжалось, что давало возможность дальнейшего совершенствования системы. Кроме того, возникла необходимость расширения круга эксплуатационных задач, решаемых системой ДЦ.
На основе системы «Нева» была создана система «Луч» и впервые применена в 1977—1978 гг. на одном из участков Белорусской дороги. Она позволяет управлять не только поездной, но и маневровой работой на промежуточных станциях, передавать ответственные команды, в частности, изменять направление движения на однопутном перегоне. Некоторые параметры системы, относящихся главным образом к тракту передачи управляющей информации, существенно отличаются от параметров системы «Нева».
Внедрение систем ДЦ, обеспечивающих необходимую пропускную способность магистральных железных дорог при высоком уровне безопасности движения, позволяет получить значительный технико-экономический эффект, имеющий народнохозяйственное значение. При их внедрении не только сокращается эксплуатационный штат, но снимается или намного отодвигается необходимость осуществления дорогостоящих мероприятий по повышению провозной способности железных дорог.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.