1.4. Определение минимального тормозного пути.
Величина минимального тормозного пути при экстренном торможении является одним из важнейших и строго нормированных показателей работы транспортного средства. Теоретическое значение этого параметра определяется следующим образом:
где:
S0—длина тормозного пути, м;
V0—начальная скорость торможения, м/с;
В справочных данных указан тормозной путь со скорости V0=60 км/ч, однако по ГОСТ 25478-82 для всех типов АТС V0=40 км/ч. Принимаем V0=60км/ч для получения возможности сравнения расчетной величины тормозного пути со справочной.
Переведем значение V0 в расчетные единицы:
60 км/ч =(60·1000/3600)=16,667 м/с;
τр—время реакции водителя, с;
Примем τр=0,8 с;
τс—время запаздывания срабатывания тормозного привода, с;
Данный тип АТС оснащен барабанными тормозными механизмами с пневмоприводом. Величина τс для такого устройства находится в пределах: 0,2÷0,4 с;
Принимаем среднее значение τс=0,3 с;
τн—время нарастания замедления, с;
Для грузовых автомобилей с пневмоприводом тормозов τн=0,15÷1,5 с;
Принимаем среднее значение τн=0,82 с;
φ—коэффициент сцепления;
Необходимо рассчитать величину тормозного пути при коэффициентах φ1=0,2; φ2=0,4; φ3=0,6 соответствующих разным дорожным условиям.
1.5. Определение расхода топлива.
Контрольный расход топлива для заданной марки автомобиля при полной загрузке и движении с постоянной скоростью определяется следующим образом:
где:
ρт—плотность топлива, кг/л;
Плотность дизельного топлива составляет 0,825 кг/л;
Vа—установившаяся скорость движения, при которой определяется контрольный расход топлива автомобилем, м/с;
ГОСТ 20306-90 утверждает контрольную скорость движения для автомобилей с полной массой свыше 3,5т равную 60 км/ч;
ge—удельный расход топлива двигателем АТС, гр./(кВт·ч);
где:
gN—удельный расход топлива при максимальной мощности, гр./(кВт·ч);
где:
ge min—минимальный удельный расход топлива, гр./(кВт·ч);
Для АТС с дизельным двигателем ge min находится в диапазоне: 195÷230;
Принимаем для расчетов средне значение ge min=212,5 гр./(кВт·ч);
kи—коэффициент, учитывающий влияние на расход топлива степени использования мощности;
где:
A, B, C—коэффициенты характеризующие влияние на расход топлива степени использования мощности у дизельных двигателей;
A=1,70;
B=2,63;
C=1,92;
и—степень использования мощности двигателя;
где:
Ne0—мощность двигателя по внешней скоростной характеристике для частоты вращения ne0 соответствующей контрольной скорости Vа на высшей ступени коробки передач, кВт;
При Vа=60км/ч, или Vа=16,667 м/с ne0=1768,760 об/мин;
При ne0=1768,760 об/мин Ne0=93,734 кВт;
При Vа=16,667 м/с ψ=0,024;
kч—коэффициент, учитывающий влияние на расход топлива частоты вращения коленчатого вала;
A1, B1, C1—коэффициенты характеризующие влияние на расход топлива частоты вращения коленчатого вала для всех типов двигателей;
A1=1,23;
B1=0,79;
C1=0,56;
Выводы:
В ходе проведенных вычислений были определены следующие эксплуатационные показатели такого транспортного средства, как ЗИЛ 433100:
— минимальный тормозной путь автомобиля со скорости 60 км/ч составляет 48,773 м;
— контрольный расход топлива при движении с постоянной скоростью равной 60 км/ч составляет 31,488 л/100 км;
— максимально возможная скорость движения равна 18,865 м/с или 67,914 км/ч.
Значения указанных величин применительны к полностью загруженному автомобилю, исключение составляет длина тормозного пути, теоретически не зависящая от степени загрузки АТС.
Построены следующие зависимости:
— внешняя характеристика двигателя;
— тяговая диаграмма;
— динамическая характеристика.
Сравним полученные показатели со справочными:
Таблица 12.
Расчетные данные |
Справочные данные |
|
Vmax, км/ч |
67,914 |
95 |
S0, м |
48,773 |
36,7 |
Qm, л/100 км |
31,488 |
18,4 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.