Освоение реальности. Глобальные проблемы человечества. Классификация теорий по фундаменту. Понятие о фазовом пространстве. Принцип наименьшего действия, страница 12

Аналогия между законом Всемирного тяготения и законом Кулона(закон электродинамики).

     ;

Если изображение имеет общий вид, то можно сказать, что позиция в описании одного и того же явления одна и та же. Явление электростатического взаимодействия принципиально не меняет взгляда на мир, а только расширяет сферу применимости консервативной модели, на круг явлений, которые лежат вне физики. Во времена Максвелла возник огромный соблазн использования подхода, сложившегося в серьезной науке, физике, по природе имеющей фундаментальный статус, например в экономике: модель Маркса, это типичная консервативная модель. Маркс отдавал себе отчет в том, что экономика может быть предметом этого анализа. В «застойные» годы внимание к нашим классикам марксизма-ленинизма было велико. Консервативный подход продуктивен в науке, но в своем месте.

Классическая физика и консервативные системы. Мировоззренческое значение представления о консервативности мира.

Паскаль – ярчайшая личность на фоне науке. До сих пор все ученые соглашаются, что самым выдающимся по одаренности был Паскаль. За очень короткую жизнь он так  много открыл дверей. Все его творчество пронизывает особое ощущение признанности. Он обладал ярким литературным даром, строго мыслил. Он говорил, что наука и религия это явление разного порядка. Он утверждал, что религия первична, а наука – это форма нашего творческого осмысления реальности. Он говорил, что: «Слава Богу, что  ученые не занялись поисками в науке Бога». Места Богу в науке нет. Рациональные подходы от части относил к философии. Две модели реальности: консервативная и диссипативная. Диссипативная модель реальности отличается от консервативной, тем, что кроме принципа сохранения есть еще один принцип, который отличает специфическую направленность процесса, который протекает в реальности. Надо заметить, что наше поколение может почувствует на себе третью модель. Она неминуемо включает в себя в качестве принципа нечто, что противиться движению мира к смерти. Чтобы объяснить многие явления по внешним признакам и составить феноменологический портрет этого явления, нужно узнать, а как там внутри, как все устроено, как молекулы. Если их не видно, то никаких общих представлений об этом нет, это основание в консервативной модели для мировоззрения оказывается  не очень прочным. Нельзя строить мировоззрение только на научной основе. Если мы все таки строим свое мировоззрение на научной основе, то это заставит нас быть людьми крайне ограниченными. Круг глобальных проблем сформировался, потому что человечество мыслило только консервативно, только законами сохранения.

Подведение итогов по консервативной модели.

Речь заходит о картинах мира, которые формируются у человека, но поскольку они у каждого индивидуальны, следовательно мы попытаемся из картин мира, которые можно вычленить естественнонаучную основу, на которой это строится. Это и есть цель, которую преследует дисциплина (КСЕ).

Круг проблем, которые рассматриваем?

Это проблемы, в создании модели реальности. Всякая модель устанавливает связь самого высокого уровня общности, и эта связь позволяет получить одинаковую форму для будущего, настоящего и прошлого, следовательно подсчитать, спрогнозировать, что будет.

У человека существует разум, специфическая форма установления особых отношений между человеком и природой. Мы говорим, что у человека есть непосредственная возможность всей совокупностью чувств воспринимать мир и создавать внутри образ, каждые части которого логически могут быть не связанны, но образуют единое целое. В основе религии лежит образный характер восприятия. Люди могут постигать сущность не разумом.  А наука это та часть нашего  целостного восприятия реальности, которое у человека превратилось в механизм установления причинно-следственных связей и механизм рационального прогнозирования реальности.