Один из соавторов учебного пособия хорошо помнит 1961 год. До такого финала дело не доходило. Но мысль дана верная. При инфляции возникает соблазн решить проблему одним ударом. Денежная реформа сопровождается значительными инфляционными потерями.
Возвращаясь к серьёзному экономическому анализу, не согласимся с монетаристами в определении содержания инфляции. Предложение денег не есть первопричина инфляции. Предложение денег само зависит от структурных сдвигов в реальном секторе экономики и в социальной инфраструктуре. Созданный национальный продукт в условиях товарно-денежных отношений двуедин как стоимость и потребительная стоимость. В первом подразделении общественного производства в основном создаются товары для производительного потребления. Факторный доход – заработная плата – на них не обменивается. Во втором подразделении создаются товары и услуги потребительского назначения, которым противостоят доходы работников обоих подразделений. При всяких структурных сдвигах в пользу первого подразделения общественного производства существует опасность появления доходов, избыточных относительно набора товаров и услуг потребительского назначения. В условиях свободного ценообразования будет наблюдаться стремление рыночных агентов – продавцов устранить дисбаланс за счёт повышения уровня цен. Следовательно, первая причина инфляции состоит в неоптимальной структуре производства по условиям покупателя. Первопричина инфляции в производстве ради производства, а не ради конечного потребления.
А если вывод правилен, то антиинфляционные меры должны открываться немонетарными средствами борьбы с недугом. Это прежде всего совершенствование хозяйственного механизма, наделение его способностью разрушать монополизм в производстве, стимулировать ресурсосбережение, блокировать попытки переложить груз финансовых проблем товаропроизводителей на покупателей за счёт неумеренного повышения цен.
После либерализации цен в 1992 г. одномоментно были сняты все препятствия для их повышения. Вместо того чтобы изыскивать меры по снижению затрат на производство продукции, что и соответствует общественным интересам, товаропроизводители с единодушием, достойным лучшего применения, бросились повышать цены. Многие наши рынки, по формальным признакам конкурентные, не являются такими по существу. Множество товаропроизводителей не гарантирует победу конкурентных цен над монопольными ценами. Все фирмы отрасли вели себя часто как одна фирма-монополист. Положение в экономике давно известное, получившее название картелирования.
В 1992 г. вступило в силу крайне незрелое налоговое законодательство. Налоговая система обещала равно напряжённые и социально справедливые ставки налогообложения. Но создатели налоговой системы странно трактовали эти действительно чрезвычайно важные принципы налогообложения. При налогообложении прибыли не имело значения за счёт каких факторов она получена. Одно и то же приращение прибыли может быть результатом только повышения цен или только снижения себестоимости продукции. Серьёзный сохраняющийся изъян отечественной системы состоит в том, она не стимулирует повышения эффективности общественного производства в форме ресурсосбережения или расширения производства. Товаропроизводители стремятся максимизировать штучную прибыль, а не высокий объём продаж и на этой основе общую прибыль.
Тема эффективности общественного производства, по логике вечно живая и востребованная, исчезла со страниц монографий, статей, учебников. Факту нет оправданий. Высокая эффективность производства на уровне фирмы может достигаться в ущерб обществу. Установка бизнеса на максимум прибыли и рентабельности, как показало время, не согласована с общенародными интересами. Прибыль на авансированный капитал может максимизироваться и максимизируется при бесцеремонном выталкивании части работников на улицу. Кому нужна локальная оптимизация хозяйственных решений при разгуле безработицы и инфляции?
Монетарные методы сдерживания инфляции должны демонстрировать единство фискальных (налоговых и бюджетных) и денежно-кредитных рычагов воздействия на темпы и пропорции общественного производства. Названные рычаги напрасно противопоставляются. Так, финансовый лизинг и ипотека в жилищной сфере, имеющие огромное значение для поступательного социально-экономического развития России, требуют финансово-кредитных средств регулирования. Если при этом используются налоговые льготы и бюджетные средства, происходит интеграция денежно-кредитной и фискальной политики государства.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.