Таким образом, отнесение тою или иного элемента улично-дорожной сети к безаварийному или относительно благополучному предполагается возможным при отсутствии вообще или фиксации 1—2 отчетных ДТП в течение года. Нужно, однако, предостеречь от поспешных выводов, возможных при такой оценке. Дело в том, что необходимо учитывать интенсивность транспортных (и пешеходных) потоков. Отсутствие ДТП может быть результатом не безопасных условий движения, а его незначительными размерами. На основании имеющегося опыта можно считать, что выводы о степени опасности дорожного движения для ответственных участков (элементов) улично-дорожной- сети должны основываться на сроке наблюдений (сбора информации), за который пройдут не менее 3—5 млн. транспортных средств.
Необходимо также подчеркнуть, что для большей объективности при выявлении очагов аварийности необходимо по возможности включать в анализ не только отчетные ДТП, но также и происшествия с относительно небольшим материальным ущербом, учитывая, что причины и факторы их обусловливающие однородны.
Известные параметры дорожного движения могут использоваться для ориентировочной характеристики состояния движения и задач его организации. Более убедительными частными критериями является задержка транспортных средств и пешеходов По изменению частоты и суммарной продолжительности задержек можно дать оценку эффективности изменения организации движения на отдельном элементе улично-дорожной сети, однако при оценке ОДД на территории одною этого показателя становится недостаточным.
Важным частым критерием является также коэффициент загрузки дороги, измеряемый отношением объема движения к пропускной способности дороги, z=Nа/P. Он косвенно характеризует и возможный скоростной режим, и уровень безопасности. Считается, например, что полоса или дорога не должны иметь z>0,75…0,8, когда не остается достаточных резервов и даже, например, небольшое ДТП может существенно нарушить функционирование дорожного движения на данном участке. Таким образом, данные о достигнутом снижении z на ранее перегруженном участке могут служить оценочным показателем. Однако сложность применения показателя заключается в несовершенстве методов расчета величины Р, в связи с чем в практике отмечены случаи, когда расчетное z»1, что теоретически неправильно.
Весьма важными являются показатели скоростного режима, учитывая, что одна из главных целевых функций ОДД — обеспечение экономии времени Ряд исследовании, проведенных в МАДИ, позволяет считать, что условия безопасности движения на магистрали могут быть косвенно оценены по стабильности скоростного режима транспортного потока. Чем больше частота и суммарный диапазон колебаний (дисперсия) скорости автомобилей при проезде по магистрали, тем ниже относительный уровень безопасности движения. Это положение подтверждает и развивает сказанное ранее о исследованиях, на основании которых получен график (см. рис. 35). В связи с этим представляется возможным в качестве объективного метода для оперативной оценки эффективности организации движения использовать анализ пространственно-временной характеристики скоростного режима, полученный ходовыми лабораториями. Наличие пространственно-временной характеристики скоростного режима позволяет определить «шум ускорения» [5] (средне квадратичное отклонение ускорения), который характеризуется выражением
где Dv - фиксированные значения изменения скорости движения, м/с,
Т — время наблюдения, с,
п — число интервалов наблюдения,
Dti, — значение изменения времени, соответствующее значению Dv.
Показатель шума ускорения может быть успешно применен для характеристики стабильности скоростного режима на перегоне при безостановочном движении. Однако он не отражает наличие полных перерывов движения (остановок). Поэтому для объективной оценки на участках дорог значительной протяженности, особенно городских магистралей с регулируемыми пересечениями, следует применить показатель колебания скорости (градиент скорости) Gv, который является отношением шума ускорения к скорости сообщения на протяжении исследуемого участка (с-1): Gv =va/vc.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.