(прессовые соединения)
1. Общие сведения
Для рассматриваемого типа соединений относительная неподвижность сопрягаемых деталей (прочность связи) при передаче нагрузки обеспечивается силами трения, обусловленными сборкой деталей соединения с натягом. Натягом называют положительную разность размеров охватываемой 1 и охватывающей 2 деталей, т.е. (рис. 1). Принято охватываемую деталь называть валом, а охватывающую – отверстием.
Рис. 1. Схема к определению натяга посадки N
При сборке деталей с натягом вследствие упругих деформаций диаметр dпосадочных поверхностей становится общим (рис. 2). Натяг деталей вызывает появление на посадочных поверхностях давления , а при приложении к деталям соединения внешней нагрузки – сил трения, пропорциональных этому давлению.
Основными достоинствами соединений с натягом являются: простота конструкции соединения, хорошее центрирование деталей (например, при установке зубчатых колес на вал), отсутствие люфтов (дает возможность использовать соединения с натягом для динамически нагруженных систем, в том числе для передачи реверсивной нагрузки), не требует специальной осевой фиксации устанавливаемых на вал деталей.
Рис. 2. Соединение деталей по посадке с натягом
Основные недостатки: относительная сложность сборки (требуется специальное сборочное оборудование), большое рассеяние сил сцепления, обусловленное, с одной стороны, рассеянием действительных посадочных размеров сопрягаемых деталей в пределах допусков на размер, а с другой – рассеянием реализуемых коэффициентов трения, возможность ослабления натяга, наличие больших сборочных напряжений в деталях соединения, высокий уровень концентрации напряжений, повреждение посадочных поверхностей при сборке.
2. Характеристика применяемых посадок
Основная задача расчета соединений с натягом состоит в выборе посадки, обеспечивающей требуемый натяг в деталях соединения. Наиболее широкое применение находят следующие посадки (в порядке возрастания натяга):
Численное значение натяга при выбранной посадке находят на основе рассмотрения полей допусков размеров отверстия и вала (рис. 3).
Отметим, что каждой посадке с натягом (ГОСТ 25347-82) соответствует множество возможных значений натягов , лежащих в пределах от (минимально возможный натяг) до (максимально возможный натяг), т.е. – случайная величина.
Рис. 3. Поля допусков отверстия (TD) и вала (Td)
В системе отверстия предельные натяги ( и ) определяются отклонениями размеров отверстий и валов:
где и - верхнее отклонение размеров отверстия и вала, и - их нижние отклонения. В системе отверстия .
Численные значения отклонений размеров отверстия и вала от номинальных зависят от выбранного уровня точности – квалитетов, с цифровыми обозначениями: 0, 1, 2…17 (в порядке понижения точности).
В пределах полей допусков размеры отверстия и вала распределяются по закону, близкому к распределению Гаусса. В соответствии с этим натяг посадки – случайная величина также с нормальным распределением.
Отмеченное обстоятельство позволяет при оценке работоспособности соединения вести расчет с вероятностных позиций. Суть этих расчетов состоит в том, что определяется интервал, в пределах которого с заданной вероятностью находится действительное значение натяга посадки, т.е. .
При нормальном законе распределения отклонений размеров отверстия и вала от номинальных вероятностное значение натяга определяется следующей зависимостью:
(1)
где знаки «-» и «+» относятся соответственно к минимальному и максимальному натягам, среднее значение натяга допуски на размеры отверстия и вала
Численное значение коэффициента принимается в зависимости от принятой вероятности того, что фактическое значение натяга располагается в пределах :
0,999 |
0,99 |
0,98 |
0,97 |
0,95 |
0,9 |
|
0,5 |
0,39 |
0,34 |
0,31 |
0,27 |
0,21 |
В качестве иллюстрации в табл. 1 приведены значения (числитель) и (знаменатель) для наиболее распространенных посадок с натягом при вероятности .
Из приведенной таблицы, в частности, следует, что даже при вероятности (только 14 возможных значения натягов из 10000 не укладываются в доверительный интервал ) наблюдается заметное сужение интервала вероятных натягов () по сравнению с табличными (неусеченными) значениями (). Так, например, для посадки ¯63 табличные значения (ГОСТ 25347-82) предельных натягов: в то время как с вероятностных позиций при т.е. минимальное значение натяга изменилось более, чем в 1,6 раза, что, как будет показано ниже (см. пример 1), может существенно сказаться на оценке работоспособности соединения.
Значения (числитель) и (знаменатель) для цилиндрических посадок с натягом ()
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.