(прессовые соединения)
1. Общие сведения
Для рассматриваемого типа
соединений относительная неподвижность сопрягаемых деталей (прочность связи)
при передаче нагрузки обеспечивается силами трения, обусловленными сборкой
деталей соединения с натягом. Натягом называют положительную разность
размеров охватываемой 1 и охватывающей 2 деталей, т.е.
(рис. 1). Принято охватываемую деталь называть валом, а
охватывающую – отверстием.
Рис. 1. Схема к определению натяга посадки N
При сборке деталей с
натягом вследствие упругих деформаций диаметр dпосадочных поверхностей становится общим (рис. 2).
Натяг деталей вызывает появление на посадочных поверхностях давления , а при приложении к деталям
соединения внешней нагрузки – сил трения, пропорциональных этому давлению.
Основными достоинствами соединений с натягом являются: простота конструкции соединения, хорошее центрирование деталей (например, при установке зубчатых колес на вал), отсутствие люфтов (дает возможность использовать соединения с натягом для динамически нагруженных систем, в том числе для передачи реверсивной нагрузки), не требует специальной осевой фиксации устанавливаемых на вал деталей.
Рис. 2. Соединение деталей по посадке с натягом
Основные недостатки: относительная сложность сборки (требуется специальное сборочное оборудование), большое рассеяние сил сцепления, обусловленное, с одной стороны, рассеянием действительных посадочных размеров сопрягаемых деталей в пределах допусков на размер, а с другой – рассеянием реализуемых коэффициентов трения, возможность ослабления натяга, наличие больших сборочных напряжений в деталях соединения, высокий уровень концентрации напряжений, повреждение посадочных поверхностей при сборке.
2. Характеристика применяемых посадок
Основная задача расчета
соединений с натягом состоит в выборе посадки, обеспечивающей требуемый натяг в
деталях соединения. Наиболее широкое применение находят следующие посадки (в
порядке возрастания натяга):
Численное значение натяга при выбранной посадке находят на основе рассмотрения полей допусков размеров отверстия и вала (рис. 3).
Отметим, что каждой
посадке с натягом (ГОСТ 25347-82) соответствует множество возможных значений
натягов , лежащих в пределах от
(минимально возможный натяг) до
(максимально возможный натяг), т.е.
– случайная величина.
Рис. 3. Поля допусков отверстия (TD) и вала (Td)
В системе отверстия
предельные натяги ( и
) определяются отклонениями размеров отверстий и валов:
где и
- верхнее отклонение размеров отверстия и
вала,
и
- их
нижние отклонения. В системе отверстия
.
Численные значения
отклонений размеров отверстия и вала
от номинальных зависят от выбранного
уровня точности – квалитетов, с цифровыми обозначениями: 0, 1, 2…17 (в порядке
понижения точности).
В пределах полей допусков размеры отверстия и вала распределяются по закону, близкому к распределению Гаусса. В соответствии с этим натяг посадки – случайная величина также с нормальным распределением.
Отмеченное обстоятельство
позволяет при оценке работоспособности соединения вести расчет с вероятностных
позиций. Суть этих расчетов состоит в том, что определяется интервал, в
пределах которого с заданной вероятностью находится
действительное значение
натяга посадки, т.е.
.
При нормальном законе
распределения отклонений размеров отверстия и вала от номинальных вероятностное
значение натяга определяется следующей
зависимостью:
(1)
где знаки «-» и «+» относятся соответственно к
минимальному и максимальному натягам, среднее значение натяга допуски на размеры отверстия и вала
Численное значение
коэффициента принимается в зависимости от принятой
вероятности
того, что фактическое значение натяга
располагается в пределах
:
|
0,999 |
0,99 |
0,98 |
0,97 |
0,95 |
0,9 |
|
0,5 |
0,39 |
0,34 |
0,31 |
0,27 |
0,21 |
В качестве иллюстрации в
табл. 1 приведены значения (числитель) и
(знаменатель) для наиболее
распространенных посадок с натягом при вероятности
.
Из приведенной таблицы, в
частности, следует, что даже при вероятности (только
14 возможных значения натягов из 10000 не укладываются в доверительный интервал
) наблюдается заметное сужение интервала
вероятных натягов (
) по сравнению с табличными
(неусеченными) значениями (
). Так, например, для
посадки ¯63
табличные
значения (ГОСТ 25347-82) предельных натягов:
в то время как с вероятностных позиций при
т.е. минимальное значение натяга
изменилось более, чем в 1,6 раза, что, как будет показано ниже (см. пример 1),
может существенно сказаться на оценке работоспособности соединения.
Значения (числитель) и
(знаменатель) для цилиндрических посадок с
натягом (
)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.