В инженерной практике пользуются упрощенными расчетами соединений с натягом, полагая, что после сборки деталей соединения давление на всей посадочной поверхности распределено равномерно, а реализуемые на этих поверхностях элементарные силы трения (сцепления) при нагружении соединения внешними силами, пропорциональны давлению и коэффициенту трения, зависящему лишь от способа сборки. Принятые допущения позволяют при расчете соединений цилиндрической и конической формы воспользоваться для установления связи между натягом и давлением на посадочных поверхностях известным решением задачи о сопряжении с натягом двух толстостенных цилиндров бесконечной длины (задача Ляме), не учитывать изменение коэффициента трения вдоль направления вектора относительно перемещения деталей соединения при сборке запрессовкой. Кроме того, в инженерных расчетах при оценке прочности деталей не учитывают напряжения, обусловленные рабочей нагрузкой и центробежными силами.
Оценка прочности соединения. Обобщенная модель нагружения цилиндрического соединения с натягом представлена на рис. 7 а. Внешние нагрузки и , размеры деталей соединения, тип посадки, а также физические контакты материалов деталей 1 и 2 (модули упругости, коэффициенты линейного расширения и др.) считаются известными. Требуется оценить прочность соединения (прочность связи).
Рис. 7. Схема к оценке прочности соединения (а) и
прочности детали соединения – втулки (б)
Рассмотрим последовательно возможные варианты нагружения соединения.
1. Положим, что .
Тогда условие прочности соединения, состоящее в том, что вызываемая давлением сила трения должна быть больше внешней осевой силы запишется следующим образом:
или ,
где – коэффициент запаса по сцеплению ().
Откуда (10)
Здесь – коэффициент трения пары вал – втулка,
– нормативный (допускаемый) коэффициент запаса по сцеплению ().
2. Пусть теперь , .
Условие прочности соединения (момент сил трения должен быть больше внешнего момента Т):
, или
Здесь – окружная сила трения.
Условие прочности соединения:
(11)
3. Наконец , В данном случае действие момента и осевой силы целесообразно заменить эквивалентной им равнодействующей силой (см. рис.).
Условие прочности соединения:
. (12)
Значение в формулах (10), (11) и (12) определяется зависимостью (3). В качестве расчетного значения натяга для рассматриваемого случая следует принимать наименьшее из возможных его значений, принимая во внимание возможное обмятие поверхностей при сборке запрессовкой и влияние температуры окружающей среды. Поскольку в процессе работы соединения температурные деформации деталей могут, как уже указывалось ранее, приводить как к увеличению, так и уменьшению натяга по сравнению с исходными (состояние сборки), то в качестве расчетного натяга при детерминированном подходе следует принимать наименьшее из следующих двух значений:
(13)
При вероятностном расчете в (13) следует заменить на .
Что касается коэффициента трения в формулах (10), (11) и (12), то его численное значение также следует принимать наименьшим из возможных для рассматриваемых пар трения. В случае, когда перед сборкой соединения натяг контролируется (замеряется), то в формуле (13) вместо следует подставлять измеренное значение натяга.
Оценка прочности деталей соединения. В подавляющем большинстве практических случаев «слабым звеном» в отношении прочности является охватывающая деталь – втулка (рис. 7 б). Её обычно и рассчитывают на прочность, пользуясь результатами решения задачи об исследовании напряженного состояния толстостенного цилиндра с равномерным внутренним давлением (задача Ляме).
Анализ результатов решения этой задачи показывает, что наибольшие окружные () и радиальные () напряжения возникают на внутренней поверхности цилиндра. Эти напряжения определяются следующими формулами:
(14)
Эквивалентное напряжение на внутренней поверхности цилиндра
(15)
Условие прочности детали 2 (втулки):
(16)
где допускаемое напряжение для материала втулки .
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.