Практика использования соединений с натягом показывает, что небольшие пластические деформации на внутренней поверхности втулки не снижают в целом надежной работы соединения.
Что касается расчетного
давления , то оно должно быть принято наибольшим, из
возможных значений, реализуемых для данной посадки и данного диапазона
изменения температуры окружающей среды. Это давление соответствует наибольшему
из возможных натягов:
(17)
Что касается прочности
охватываемой детали (вала), то она может быть оценена лишь на основе
комплексного учета всех нагрузок, действующих на эту деталь, в том числе со
стороны втулки. Однако эта задача является чрезвычайно сложной. В связи с этим
влияние насаженной на вал втулки в расчетной практике учитывают лишь косвенно,
путем введения в расчеты эффективных коэффициентов концентрации напряжения . Так, например, рассчитывают на кручение и
изгиб валы с посаженными на них с натягом зубчатыми колесами, шкивами ременных
передач, муфтами и т.д.
Численное значение эффективного коэффициента концентрации зависит от многих факторов, в том числе от механических характеристик прочности материала вала, конструкции соединения, размеров деталей соединения посадочного давления, характера изменения напряжений в сечениях вала. Его численные значения могут доходить до 2 и выше.
Отметим, что у конструкторов имеются большие возможности снижения эффекта концентрации напряжения, в первую очередь, за счет выбора правильной формы вала и втулки (рис. 8).
Рис. 8. Примеры конструктивного улучшения
формы деталей соединений с натягом
Пример 1.В конструкции, представленной на рис. 9 а, бронзовая
втулка 1 установлена в стальной корпус 2 опоры подшипника по посадке Н7/t6. Температура сборки .
Проанализируйте, допустимо ли использовать такую конструкцию опоры при
температуре окружающей среды
, если минимально
допустимое давление на посадочных поверхностях корпуса и втулки
(при меньших давлениях возможно смещение
втулки по отношению к корпусу под действием сил со стороны вала). Параметры
шероховатости поверхностей –
. Необходимые для
расчета константы материала:
Бронза – модуль упругости , коэффициент Пуассона
, коэффициент линейного расширения
;
Сталь – модуль упругости , коэффициент Пуассона
, коэффициент линейного расширения
.
Решение.
1. Коэффициенты
радиальной податливости втулки и корпуса подшипника находим, моделируя (см.
рис. 9) охватывающую деталь (корпус) в виде цилиндра с внутренним диаметром и наружным диаметром
:
,
.
Рис. 9. Конструкция соединения с натягом (а) и схема
к определению натяга посадки (б)
2. Минимально допускаемый натяг, исходя из обеспечения прочности соединения:
.
3. Минимальное значение (возможного по условиям изготовления) натяга деталей соединения при заданной посадке H7/t6 (рис. 9б) с учетом влияния температуры окружающей среды, а также обмятия и среза микронеровностей в процессе запрессовки:
4. Сопоставляя значения и
,
приходим к заключению, что минимальный возможный натяг деталей соединения
меньше минимального допустимого натяга, т.е.
или,
что то же самое,
.
Если допустить, что
минимальный натяг посадки H7/t6 для номинального диаметра равен
(см.
табл. 1), то с вероятностью 0,9986 условие
(
) выполняется, поскольку в этом случае
, т.е. на 7 мкм больше (
).
Заключение. При использовании посадки H7/t6 условие прочности соединения не выполняется со 100-процентной вероятностью, но определенно выполняется с вероятностью 99,86%.
Пример 2. Проверить работоспособность соединения венца червячного колеса 2 со ступицей 1 (рис. 10), а также определить необходимую силу запрессовки при следующих исходных данных:
допускаемый коэффициент
запаса по сцеплению ;
передаваемый вращающий
момент ,
осевая составляющая
усилия в зацеплении ;
Рис. 10. Конструкция соединения с натягом (а) и схема
к определению предельных натягов посадки
материал ступицы – сталь
40Л (модуль упругости , коэффициент линейного
расширения
, коэффициент Пуассона
); материал венца – бронза Бр 01ОФ1 (модуль
упругости
, коэффициент линейного расширения
, коэффициент Пуассона
, предел текучести
);
параметры шероховатости поверхностей –
;
сборка венца со ступицей осуществлена способом запрессовки при температуре
; реализуемый на контактирующих
поверхностях венца и ступицы коэффициент трения
лежит в
пределах
; диапазон изменения рабочей температуры
червячного колеса
, температура хранения червячного
колеса
.
Решение.
1. Значения минимального
и максимального натягов посадки H7/и8 для номинального диаметра в соответствии со
схемой рис. 10 б равны:
,
.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.