При определении численного значения давления по формуле (3) в качестве расчетного натяга следует принимать наибольшее из возможных значений, а именно:
Что касается выбора коэффициента трения в формуле (4), то его значение колеблется в пределах 0,08…0,1. В качестве расчетного следует также принимать наибольшее значение коэффициента трения.
Температурную сборку соединения, как уже упоминалось выше, осуществляют либо путем нагрева детали 2 (рис. 6 а), либо путем охлаждения детали 1 (рис. 6 б). Охватывающую деталь (2) нагревают в горячем масле, охватываемую деталь (1) охлаждают сухим льдом (углекислота) или жидким азотом.
Рис. 6. Схема к определению температуры нагрева (а)
и охлаждения (б) деталей при сборке соединения
Минимально необходимый зазор , обеспечивающий свободную сборку деталей соединения, принимают равным минимальному зазору посадки (рис. 6 в). Приращение температуры нагрева (охлаждения) деталей определяется из равенства, вытекающего из рассмотрения схемы температурных приращений размеров деталей рис. 6:
, (5)
где – измеренный натяг конкретных деталей соединения или принимаемый равным максимальному натягу посадки в случае, если речь идет о сборке партии деталей с возможным разбросом их размеров в диапазоне ….
Обозначая через и коэффициенты линейного расширения материала охватываемой (1) и охватывающей (2) деталей, а через и - необходимое приращение температуры этих деталей, представим равенство (5) в виде:
.
Откуда .
Тогда требуемая температура нагрева охватывающей детали
, (6)
а требуемая температура охлаждения охватываемой детали
. (7)
Здесь – температура окружающей среды.
5. Влияние температуры окружающей среды на величину сборочного натяга
Температура окружающей среды в процессе эксплуатации или хранения изделия, содержащего соединение с натягом, может существенно отличаться от температуры сборки соединения. Это обстоятельство, в свою очередь, может в случае разных коэффициентов линейного расширения материала деталей соединения привести к значительному изменению первоначального (сборочного) натяга или точнее – первоначального (сборочного) давления. При этом натяг, а следовательно и давление на посадочной поверхности, может как уменьшиться, так и увеличиться. В первом случае возникает опасность потери несущей способности соединением, во втором – опасность возникновения в деталях недопустимо больших напряжений или даже разрушения деталей соединения.
В общем случае приращение натяга , обусловленное приращением температуры , определяется следующей зависимостью:
, (8)
где – как и прежде, температура окружающей среды при сборке соединения.
Тогда значение натяга, соответствующего температуре ,
. (9)
Здесь соответствует смыслу рис. 1.
При сборке соединения нагревом (охлаждением) одной из деталей второе слагаемое в выражение (9) принимается равным нулю.
6. Критерии работоспособности и расчет соединений с натягом
Работоспособность соединений с натягом оценивается по двум критериям: прочности соединения (прочность связи) и прочности деталей соединения.Вполне понятно, что соединение будет выполнять заданные функции, если под действием внешних сил будет выполняться условие относительной неподвижности деталей соединения (вала и втулки) и, кроме того, каждая из деталей соединения под действием сборочных напряжений и напряжений от внешней нагрузки не разрушится.
Это и должно быть установлено в процессе расчета соединения, либо же должны быть найдены такие параметры соединения (размеры деталей, натяги, материалы и др.), при которых оба условия выполняются одновременно.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.