Соединение деталей с натягом (прессовые соединения), страница 2

Диаметр

Натяг посадки, мкм

детали, мм

св. 30 до 40

7/36

15/44

24/53

25/61

29/58

32/88

42/78

52/107

84/140

св. 40 до 50

7/35

15/44

24/53

25/61

35/54

42/98

52/88

69/125

108/164

св. 50 до 60

9/44

18/53

30/65

32/74

43/78

55/119

66/108

90/154

140/204

св. 65 до 80

9/44

20/55

36/71

38/80

52/87

70/134

81/123

114/178

178/242

св. 80 до 100

10/51

24/65

44/85

46/96

64/105

86/162

99/149

140/216

220/296

св. 100 до 120

10/51

27/68

52/93

54/104

77/118

106/182

119/169

172/248

272/348

св. 250 до 280

15/77

53/115

117/179

121/195

177/239

258/372

278/352

418/532

653/767


3.  Связь между натягом и давлением на посадочной поверхности деталей

Связь между натягом  и давлением  на посадочной поверхности сопрягаемых деталей устанавливается на основе рассмотрения схемы деформирования деталей соединения при сборке. Обозначая через  и  радиальные изменения размеров охватываемой 1 и охватывающей 2 деталей (рис. 4), запишем условие совместности деформаций:

                                                                            (2)

где  и  – коэффициенты радиальной податливости деталей 1 и 2.

Рис. 4. Схема деформирования деталей соединения при сборке

Из равенства (2) следует, что

                                                                                                                                       (3)

Значения коэффициентов  и  для цилиндров с посадочным диаметром определяются следующими известными из курса «Сопротивление материалов» зависимостями Ляме:

,

,

где      и  – модули упругости материала цилиндров 1 и 2 соответственно;

 и  – коэффициенты Пуассона материала этих цилиндров.

4.  Характеристика способов сборки соединений с натягом

Сборку соединения (рис.1) выполняют одним из следующих способов:

запрессовкой – простой и высокопроизводительный способ, обеспечивающий возможность контроля нагрузочной способности соединения, связанный, однако, с опасностью повреждения поверхностей соединяемых деталей и затрудняющий применение покрытий (например, карбида бора В4С или карбида кремния SiC) с целью увеличения коэффициента трения и снижения интенсивности процессов фреттинг-коррозии;

нагревом охватывающей детали (2) – способ, позволяющий обеспечивать большие натяги, соединять детали большой длины; однако, при этом способе сборки возможно нежелательное изменение структуры материала;

охлаждением охватываемой детали (1) – способ, применяемый преимущественно для сборки деталей небольшой массы, например, установка втулок в массивные корпусные детали;

гидрозапрессовкой, т.е. нагнетанием масла под давлением в зону контакта – способ, позволяющий резко снизить силу запрессовки.

Следует дополнительно отметить, что при сборке соединения запрессовкой смятие и частичное срезание (шабровка) шероховатостей посадочных поверхностей приводит к уменьшению натяга деталей, особо ощутимому в случае сборки деталей с относительно невысокими классами шероховатости поверхности (8-й класс и ниже). Уменьшение натяга при сборке в расчетной практике оценивается величиной    

Таким образом, в качестве расчетного натяга принимают

где      – натяг деталей до сборки,

 и  – высоты шероховатостей посадочных поверхностей деталей соединения.

Сила запрессовки, знание которой необходимо для выбора прессового оборудования, определяется следующей зависимостью:

                                                                                                    (4)

где      и  – размеры посадочной поверхности (рис.5),

 – давление на посадочной поверхности,

 – реализуемый при сборке коэффициент трения пары вал - втулка.

Рис. 5. Схема к определению силы запрессовки