Диаметр |
Натяг посадки, мкм |
||||||||
детали, мм |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
св. 30 до 40 |
7/36 |
15/44 |
24/53 |
25/61 |
29/58 |
32/88 |
42/78 |
52/107 |
84/140 |
св. 40 до 50 |
7/35 |
15/44 |
24/53 |
25/61 |
35/54 |
42/98 |
52/88 |
69/125 |
108/164 |
св. 50 до 60 |
9/44 |
18/53 |
30/65 |
32/74 |
43/78 |
55/119 |
66/108 |
90/154 |
140/204 |
св. 65 до 80 |
9/44 |
20/55 |
36/71 |
38/80 |
52/87 |
70/134 |
81/123 |
114/178 |
178/242 |
св. 80 до 100 |
10/51 |
24/65 |
44/85 |
46/96 |
64/105 |
86/162 |
99/149 |
140/216 |
220/296 |
св. 100 до 120 |
10/51 |
27/68 |
52/93 |
54/104 |
77/118 |
106/182 |
119/169 |
172/248 |
272/348 |
св. 250 до 280 |
15/77 |
53/115 |
117/179 |
121/195 |
177/239 |
258/372 |
278/352 |
418/532 |
653/767 |
3. Связь между натягом и давлением на посадочной поверхности деталей
Связь между натягом и давлением
на
посадочной поверхности сопрягаемых деталей устанавливается на основе
рассмотрения схемы деформирования деталей соединения при сборке. Обозначая
через
и
радиальные
изменения размеров охватываемой 1 и охватывающей 2 деталей (рис. 4), запишем
условие совместности деформаций:
(2)
где и
– коэффициенты радиальной податливости
деталей 1 и 2.
Рис. 4. Схема деформирования деталей соединения при сборке
(3)
Значения коэффициентов и
для
цилиндров с посадочным диаметром
определяются следующими
известными из курса «Сопротивление материалов» зависимостями Ляме:
,
,
где и
– модули упругости материала цилиндров 1 и
2 соответственно;
и
– коэффициенты Пуассона материала этих
цилиндров.
4. Характеристика способов сборки соединений с натягом
Сборку соединения (рис.1) выполняют одним из следующих способов:
- запрессовкой – простой и высокопроизводительный способ, обеспечивающий возможность контроля нагрузочной способности соединения, связанный, однако, с опасностью повреждения поверхностей соединяемых деталей и затрудняющий применение покрытий (например, карбида бора В4С или карбида кремния SiC) с целью увеличения коэффициента трения и снижения интенсивности процессов фреттинг-коррозии;
- нагревом охватывающей детали (2) – способ, позволяющий обеспечивать большие натяги, соединять детали большой длины; однако, при этом способе сборки возможно нежелательное изменение структуры материала;
- охлаждением охватываемой детали (1) – способ, применяемый преимущественно для сборки деталей небольшой массы, например, установка втулок в массивные корпусные детали;
- гидрозапрессовкой, т.е. нагнетанием масла под давлением в зону контакта – способ, позволяющий резко снизить силу запрессовки.
Следует дополнительно
отметить, что при сборке соединения запрессовкой смятие и частичное срезание (шабровка)
шероховатостей посадочных поверхностей приводит к уменьшению натяга деталей,
особо ощутимому в случае сборки деталей с относительно невысокими классами
шероховатости поверхности (8-й класс и ниже). Уменьшение натяга при сборке в
расчетной практике оценивается величиной
Таким образом, в качестве расчетного натяга принимают
где – натяг
деталей до сборки,
и
– высоты шероховатостей посадочных
поверхностей деталей соединения.
Сила запрессовки, знание которой необходимо для выбора прессового оборудования, определяется следующей зависимостью:
(4)
где и
– размеры посадочной поверхности (рис.5),
–
давление на посадочной поверхности,
–
реализуемый при сборке коэффициент трения пары вал - втулка.
Рис. 5. Схема к определению силы запрессовки
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.