Содержание позиции студента в структуре «Школы молодого ученого», страница 17

На первом этапе это исследование в рамках предмета при одновременном освоении способов индивидуальной и групповой форм работы. За этим следует вывод студента на исследовательскую работу с отдельными учащимися или с группой.

          Таким образом, мы выделили четыре вида практики студентов, и практику в ШМУ, если она возможна, можно отнести к образовательной практике, т.к. такой вид практики позволяет анализировать и сравнивать формы и виды занятий.

§5. ШМУ как возможное место педагогической практики студентов

          Необходимость выявления деятельности студентов на педагогической практике, их ожиданий от педагогической практики заставило нас спроектировать и реализовать семинар для студентов 4 – 5 курсов ППФ на тему «формы педагогической практики студентов и кооперации с учителями» (проект семинара в Приложении 5).

          По результатам семинара можно судить, что деятельность студентов на педагогической практике следующая:

§  Организация учебного процесса (научиться составлять планы уроков, проводить уроки);

§  Наблюдение (проведение уроков педагогами);

§  Исследовательская деятельность (исследовательский интерес, связанный с дипломным исследованием);

§  Профессиональная деятельность (как перспективное место работы и проба профессии);

§  Приобретение опыта.

А педагогическая практика для них – это

-  исследовательская работа, подготовка к научной работе;

-  проба себя в позиции преподавателя как образца;

-  самоопределение в профессии;

-  как предметная, так и воспитательная работа.

Давайте зададимся вопросом: где, в каком месте возможно осуществление деятельности студентов? В школе студент учится проектировать уроки, проверять тетради и заполнять журналы, но не разрешается одна из главных задач, поставленных на педагогическую практику, т.е. кооперация с учителями. В итоге, кооперация с учителями – это проблема, т.к. при кооперации должен происходить обмен опытом, студенты и учителя должны быть полезны друг другу. Учитель помогает преодолеть дефициты в педагогической работе студентов. Но не вскрывается дефицит, в преодолении которого может помочь учителю студент.

В жизни гимназии «Универс» обмена опытом на педагогической практике не происходит, что является плохим показателем совместной работы. Происходит только передача знаний, умений, навыков педагогической работы студентам.

Первой особенностью ШМУ является то, что в ходе работы студент делится опытом исследования с учителем, при этом, проводя занятия на не учебном материале, он не только приобретает и повышает свой опыт исследования, но и дает учителю возможность вовлечься в ход занятия. Те замечания и указания на ошибки в ходе занятия, которыми делится со студентом учитель, подводят студента к анализу занятия, в результате которого приобретается опыт педагогической работы.

Второй особенностью является то, что в ШМУ студент также проводит занятия, проектирует, обсуждая и анализируя их руководителями ШМУ и учителями.

Главной особенностью все же является то, что в ШМУ можно предъявить и опробовать учебно-исследовательскую деятельность, как студентам, так и учителям, и ученикам.

Таким образом, появление нового места педагогической практики студентов ППФ не очевидно, но намечено, т.е. обозначился новый вид педагогической практики – образовательная практика в ШМУ.

Мы считаем, что такой вид практики может быть важным по следующим причинам:

1. Учитывая главную цель ШМУ – освоение учебно-исследовательской деятельности, в достижении которой студент играет свою роль, к студенту предъявляются следующие требования, а именно знания об учебном исследовании, ориентирование в его структуре и основных этапах, умения передавать эти знания.

Таким образом, студент должен постоянно обращаться к теории, рефлексировать свои знания, в результате чего у него возникают более четкие представления об исследовательской деятельности, что немаловажно в научно-исследовательской деятельности самого студента, т.е. написании диплома, курсовых работ.