Самая увлекательная часть работы – выбор учащимися, студентами и учителями тем творческих работ. Хочется отметить, что в результате в копилке каждого имелось порядка пяти тем, с которыми ученик, студент или учитель готов работать.
На интенсиве такого типа роль студентов заключалась в том, чтобы
- курировать группу учащихся (помогать, объяснять им, задавать образец действия, на который они должны опираться);
- представить свою творческую задачу;
- показать свою способность и готовность продолжать работу с этой темой;
- проводить исследование.
Важно заметить, что студенты взяли на себя всю воспитательную работу, и, тем самым, вся организация вечернего досуга учащихся легла на его плечи. Под руководством студента учащиеся представляли и опробовали игровые мероприятия, прогулки на улице.
2.2.5. Систематические Занятия ШМУ (2001-2002 уч. год)
Характеристика мероприятия
Занятия в ШМУ, где основная цель – передача творческой задачи ученикам написания творческой работы по этой теме, а учителям – предоставление возможности дальнейшего развития задачи и материала для руководства творческой работой.
Занятия в ШМУ проводят студенты (Коробейникова Н.А., Чекудаева Е.А., Кральковская Е.С., Гец А.А.) и учителя, проходят они в аудитории, принадлежащей ИППР. Учащиеся 7 – 9 классов, в основном, постоянные участники ШМУ, приходят по желанию.
Занятия проходят в разных формах: индивидуальная, групповая, фронтальная. Иногда учащиеся сами ведут занятия, рассказывая промежуточные результаты творческой работы.
Занятия в течении полутора – двух часов и более проходят каждую субботу, начало в 10.00 часов.
Одной из самых главных задач для студентов является передача знаний об учебном исследовании ученикам и учителям (план и ход занятия смотри в Приложении 4).
Необходимо заметить, что при проектировании занятий студентами пришлось учитывать ряд отличий занятия ШМУ от обычного урока в гимназии:
· заранее неизвестен возрастной состав (с 7-го по 10-ый класс) и количество учащихся, присутствующих на занятии;
· присутствие учителей гимназии. Необходимо представить и развернуть тему для учителей так, чтобы в дальнейшем они смогли руководить творческой работой по этой теме;
· неизвестна степень владения учащимися необходимыми умениями для изучения темы, которую мы хотим предложить;
· тема, которая предложена на занятии в ШМУ, может быть известна школьникам.
Существенным является то, что сам студент предварительно на предмете темы занятия провел маленькое исследование, показав свои знания и опыт проведения учебного исследования.
В 2001-2002 учебном году студенты попробовали себя в роли руководителя творческой работы учащегося.
При руководстве творческими работами основной целью является координирование работы с последующей передачей знаний об учебном исследовании ученику, а также исследование творческой задачи вместе с учениками.
Роль студента в том, чтобы при выполнении творческой работы, координировать работу с целью передачи своих знаний об учебном исследовании ученику, также исследовать задачу вместе с ним.
Но изначально в структуре ШМУ не предполагалось, что студент будет руководить творческой работой учащихся, хотя, как показала защита творческих работ на конференции, творческие работы под руководством студента оказались не только интересными, но и носили исследовательский характер.
2.2.6. Вывод
Анализируя опыт участия студентов в выездных интенсивах, проведения занятий в ШМУ, руководстве творческими работами мы выделили требования, которым должен удовлетворять студент, чтобы включиться в подобную работу со школьниками:
· желание работать со школьниками-подростками,
· наличие опыта проведения учебного исследования,
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.