Содержание обучения в подростковом возрасте

Страницы работы

Содержание работы

Педагогика развития:

содержание образования как проблема,

Красноярск, 1999 г., Б.Д. Эльконин

Содержание обучения в подростковом возрасте

Тема и текст моего доклада связаны с практической задачей, которая стоит перед нашей лабораторией как пре­емницей лаборатории В.В. Давыдова и перед всей ассоциа­цией развивающего обучения. А именно: нам необходимо и предстоит в течение 2-3 лет выстроить содержание обучения в подростковом возрасте в общих чертах, может быть, еще эскизно наметить концепцию обучения в подростковом воз­расте в основной школе.

Соответственно, наша работа и в лаборатории, и в ас­социации идет как бы с двух сторон. Во-первых, мы обоб­щаем, понимаем те реальные действия и сдвиги, которые де­лают методисты, учителя и предметники в развивающем обучении. Попросту говоря, мы хотим понять и начинаем понимать, что есть учебная задача в строгом смысле этого слова, или куда и во что трансформируется общий способ действия в подростковом возрасте. С одной стороны, как бы снизу, лежит материал. С другой стороны, древнее построе­ние концепции развивающего обучения связано с опреде­ленной логикой движения, заданной всей культурно-исторической концепцией Выготского, и связано с понима­нием содержания образования, а не только обучения, в под­ростковом возрасте в связи с возрастными задачами или в связи с понятием подросткового возраста как возраста куль­турного.

Свой доклад я хотел бы начать именно с этих харак­теристик, т.е. начать с начала. В нем я бы обозначил четыре больших параграфа.

Во-первых, это разговор о рамке полагания содержа­ния образования в подростковом возрасте, т.е. о том, что та­кое пространственная рамка.

Во-вторых, разговор о том, какого расчлененного понимания требует разговор о содержании обучения именно в подростковом возрасте.

В-третьих, разговор о том, каков общий способ по­строения предметности образования и обучения подростков.

И, в-четвертых, собственно переход к некоторым точкам, связанным с содержанием обучения в подростковом возрасте.

Сначала введение.

Общим местом во всех психологических и даже уже культурологических исследованиях является констатация того, что подростковый возраст как культурный возраст еще не вызрел, т.е. находится на этапе своего исторического ста­новления. Из этого следуют два простых положения:

1. Культурное содержание подросткового возраста будет определяться на пределе самих культурных форм, т.е. культурное содержание подросткового возраста есть вместе с тем и построение самих культурных форм.

2. Психологическая интерпретация и психологиче­ское понимание содержания подросткового возраста требует построения некоторых новых категорий, связанных с осмыс­лением проблемы возраста вообще в новой психологии раз­вития.

Итак, параграф №1.

Возрастная рамка, или рамка развития, в отношении содержания образования, на мой взгляд, требует ответа на вопрос о том, в чем и как разрешается и завершается подро­стковый возраст, каков основной смысл, основное назначе­ние задачи подросткового возраста (это уже метафора). В соответствии с традицией, которую я обозначил, для меня это вопрос о том, какие формы субъектности, т.е. какие спо­собы порождения человеком своего поведения должны быть выращены, или должны случиться, в завершение подростко­вого возраста.

По последним данным и по положению К.Н. Поли­вановой, очень близкого мне сотрудника (мы работаем с ней в одной лаборатории), полностью завершение надо понимать "со щепоткой соли", а именно: каждый возраст завер­шается, и его новообразования отслаиваются, как бы стано­вятся новообразованиями как таковыми не в конце возраста, а в конце возрастного кризиса. К.Н. говорит, что в этом смысле назначение возрастного кризиса - субъективация возрастных новообразований. Ну, например: если в дошко­льной игре произвольность, то это значит, что к концу до­школьного возраста произвольность не может быть иной, кроме как связанной с материалом и содержанием самой иг­ры. Произвольность как, условно говоря, способность субъ­екта формируется, отслаивается в кризисе сильнее в перехо­де на следующую ступень.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Статьи
Размер файла:
62 Kb
Скачали:
0