Педагогика развития:
содержание образования как проблема,
Красноярск, 1999 г., Б.Д. Эльконин
Содержание обучения в подростковом возрасте
Тема и текст моего доклада связаны с практической задачей, которая стоит перед нашей лабораторией как преемницей лаборатории В.В. Давыдова и перед всей ассоциацией развивающего обучения. А именно: нам необходимо и предстоит в течение 2-3 лет выстроить содержание обучения в подростковом возрасте в общих чертах, может быть, еще эскизно наметить концепцию обучения в подростковом возрасте в основной школе.
Соответственно, наша работа и в лаборатории, и в ассоциации идет как бы с двух сторон. Во-первых, мы обобщаем, понимаем те реальные действия и сдвиги, которые делают методисты, учителя и предметники в развивающем обучении. Попросту говоря, мы хотим понять и начинаем понимать, что есть учебная задача в строгом смысле этого слова, или куда и во что трансформируется общий способ действия в подростковом возрасте. С одной стороны, как бы снизу, лежит материал. С другой стороны, древнее построение концепции развивающего обучения связано с определенной логикой движения, заданной всей культурно-исторической концепцией Выготского, и связано с пониманием содержания образования, а не только обучения, в подростковом возрасте в связи с возрастными задачами или в связи с понятием подросткового возраста как возраста культурного.
Свой доклад я хотел бы начать именно с этих характеристик, т.е. начать с начала. В нем я бы обозначил четыре больших параграфа.
Во-первых, это разговор о рамке полагания содержания образования в подростковом возрасте, т.е. о том, что такое пространственная рамка.
Во-вторых, разговор о том, какого расчлененного понимания требует разговор о содержании обучения именно в подростковом возрасте.
В-третьих, разговор о том, каков общий способ построения предметности образования и обучения подростков.
И, в-четвертых, собственно переход к некоторым точкам, связанным с содержанием обучения в подростковом возрасте.
Сначала введение.
Общим местом во всех психологических и даже уже культурологических исследованиях является констатация того, что подростковый возраст как культурный возраст еще не вызрел, т.е. находится на этапе своего исторического становления. Из этого следуют два простых положения:
1. Культурное содержание подросткового возраста будет определяться на пределе самих культурных форм, т.е. культурное содержание подросткового возраста есть вместе с тем и построение самих культурных форм.
2. Психологическая интерпретация и психологическое понимание содержания подросткового возраста требует построения некоторых новых категорий, связанных с осмыслением проблемы возраста вообще в новой психологии развития.
Итак, параграф №1.
Возрастная рамка, или рамка развития, в отношении содержания образования, на мой взгляд, требует ответа на вопрос о том, в чем и как разрешается и завершается подростковый возраст, каков основной смысл, основное назначение задачи подросткового возраста (это уже метафора). В соответствии с традицией, которую я обозначил, для меня это вопрос о том, какие формы субъектности, т.е. какие способы порождения человеком своего поведения должны быть выращены, или должны случиться, в завершение подросткового возраста.
По последним данным и по положению К.Н. Поливановой, очень близкого мне сотрудника (мы работаем с ней в одной лаборатории), полностью завершение надо понимать "со щепоткой соли", а именно: каждый возраст завершается, и его новообразования отслаиваются, как бы становятся новообразованиями как таковыми не в конце возраста, а в конце возрастного кризиса. К.Н. говорит, что в этом смысле назначение возрастного кризиса - субъективация возрастных новообразований. Ну, например: если в дошкольной игре произвольность, то это значит, что к концу дошкольного возраста произвольность не может быть иной, кроме как связанной с материалом и содержанием самой игры. Произвольность как, условно говоря, способность субъекта формируется, отслаивается в кризисе сильнее в переходе на следующую ступень.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.