в некоей программе это всегда децентрация, есть всегда переход из плана построения в план реализации, которые, я еще раз повторяю, перпендикулярны друг в отношении друга и строятся в разных схематизмах и поэтому требуют координации. Собственно, цели полагания и онтологическая децентрация - это появление позиции в собственном смысле слова. Позиция - это для меня ключевое слово в определении содержания обучения и содержания образования подростков.
В-третьих, фактическим материалом, как бы естественным материалом (естественным в том смысле, что этому не учат специально; а в некоторых случаях учат специально - говорю я для Хасана) реализации этой децентрации является то, что Эльконин и Драгунова назвали личным персональным общением. Т.е. именно в обращении к двуслойности другого человека, а именно к образу (замыслу), в котором устроено его действие, и к самому этому действию, в отличие от этого образа. То же самое и в отношении себя. Как бы стихийно, условно стихийно, стихийно в отношении к обучению реализуется то, что я назвал онтологической децентрацией. И в этом смысле я считаю, что вот это личное общение действительно является ведущей деятельностью в подростковом возрасте, в этом смысле приводя к этому новообразованию.
Точно так же Д.Б. Элькониным показано, как в ролевой игре возникают предпосылки (т.е. материал, еще не выделенный, не отделенный от самой игры) так называемой ситуативной децентрации, с которой начинается всякое школьное обучение и которая как децентрация, как преодоление единственности своей точки зрения в пределах требуемого действия, т.е. в пределах задачи, а не в пределах картины мира (в пределах другого человека) формируется при нормальном, т.е. "успевающем", обучении в младшем школьном возрасте.
Итак, в отрочестве, или в подростковом возрасте, должно быть собственным условием то, что эта децентрация должна быть инициирована, т.е. пробно испытана. В этом задача построения "пробных тел", "муляжей", условно говоря, ситуаций, в которых возможно онтологическое децентрирование) содержания образования в подростковом возрасте. Т.е. содержание образования в подростковом возрасте составляют муляжи децентрирования, пробные (испытательные) тела. (Вообще, содержание образования я понимаю как построение пробных, испытательных тел и ситуаций, а не намеренно выполнительных и намеренно ограничивающих движение вещей, символов, предметов).
Параграф №2.
Для того чтобы в отношении подростка отнестись к содержанию образования и дальнейшему содержанию обучения в том его виде, в каком я только что сказал, необходимо различить две вещи: деятельностное освоение культуры и культурное освоение деятельности. И, следовательно, разговор идет о том, в какой мере сами деятельностные формы (т.е. самодеятельность) могут быть содержанием образования.
Это вопрос очень непростой. И чтобы начать отвечать, может ли деятельность стать содержанием, надо очень критически отнестись к определенным попыткам такого рода трактовки, развеять одну иллюзию. А именно: ни в коем случае нельзя редуцировать деятельность (как предмет освоения) к знанию о деятельности - знанию того, что такое проблема, что такое задача, что такое способ и т.д., - потому что мы тогда просто снимаем все это различение. Это нельзя редуцировать и в простых формах. Я вспоминаю случаи работы лаборатории в 1975г., когда появилась задача построения учебной деятельности, которая без конца сейчас обсуждается и практикуется. И вот, например, Л.О. Алидарова говорила об освоениях учебных действий: на одного человека вешалась бирка "оценщик", на другого - "контролер", на третьего - "моделист". Вот "контролер", и что же он должен делать? Тогда ему и говорят, что он должен делать, т.е. дают так или иначе, по-умному или не очень алгоритм, какое-то правило, описание, текст действий и все сводится к знанию о деятельности. "Контролер" и "оценщик" в учебной деятельности: как он не контролирует, то мы описываем его действия, как контроль и придаем им смысл контроля. Он строит определенную предметность, т.е. сопоставляет способ и условие, общий способ и его реализацию и не оценивает (не квалифицирует), он определяет границу собственных знаний и т.д. Надо же различать то, как описываем мы из позиции наблюдателя, и то, что реально происходит. И вообще, знаковые и деятельностные реальные характеристики не путать, иначе мы влипнем (в данном случае - при таком понимании деятельности и таком понимании предметности ее присвоения) в формальные, стандартные и, в итоге, в совершенно пошлые представления. На дороге этих пошлых, на мой взгляд, представлений лежит иллюзия о том, что в развитии ребенка, на его дороге находятся пустые места, которые он должен заполнить (вот он еще не перешел в подростковый возраст, а ему уже сделали подростковую школу как пространство каких-то пустых мест, которые он должен заполнить и каковые и составляют условия и ограничения его действия в подростковой школе. Той же Поливановой доказано и показано: одно дело - проектирование возможных пустых мест, а другое дело - программирование хода жизни, где никаких пустых мест в человеческом сознании и в человеческой жизни просто нет. Это совершенная иллюзия. И в исследованиях кризиса К.Н. Поливановой доказано, что кризис, его критическая сторона, развертывается на знакомом, уже освоенном пространстве отношений, где дети в это освоенное, а не иное, пространство встраивают свои новые требования. Ну, например, в семейное пространство (подростковый кризис). Почему? А потому что в пустоте ничего невозможно попробовать, и ничего невозможно испытать, ничего невозможно претерпеть. Пустота - это не пробное пространство и не пространство испытаний. В этом смысле не надо путать методологические требования к проекту и методологическое мышление (я, по-моему, цитирую Щедровицкого отчасти). Это как бы построение мест возможных объектов. Но ведь это мышление связано с экстракцией из реальных функционалов. А вопрос в том, из чего это было экстрагировано. И вовсе не в прямой проекции (натуралистической, приводящей к определенной ошибке) самого проекта и способов проектирования в реальность этого проекта.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.