Теоретическое понятие - это средство мысленного воспроизведения какого-либо предмета как целостной системы. Иметь понятие о таком предмете - значит владеть общим способом мысленного построения этого предмета. Способ, с которым связано понятие,— это особое мыслительное действие человека, которое само возникает как дериват предметно-познавательного действия, воспроизводящего предмет своего познания.
Иными словами, за каждым понятием скрыто особое действие (или система таких действий), без выявления которого нельзя раскрыть механизмы возникновения и функционирования данного понятия.
В.В. Давыдов постулирует, что знания, сформировавшиеся путем теоретического обобщения (то есть теоретические понятия), в дальнейшем могут использоваться как средство для решения аналогичных задач.
Два типа обобщения, выделенные В.В. Давыдовым, отличаются характером конечного результата: результатом эмпирического обобщения является гипотетическое знание, а результатом теоретического обобщения – истинное знание об объекте.
Стоит отметить, что В.В. Давыдов рассматривает только одну сторону процесса обобщения – восхождение от частного к общему (схема 1).
Другим видным ученым, исследовавшим понятие обобщения, является В.А. Крутецкий. Он изучал процесс обобщения в рамках своего исследования, задачей которого являлось изучение математических способностей школьников.
В. А. Крутецкий [13] определяет обобщение как вычленение главного, выявление общего во внешне различном.
В. А. Крутецкий рассматривал два процесса обобщения математического материала (схема 1):
1. подведение объектов под уже известное общее понятие;
Для исследования процесса обобщения как подведения объектов под общее понятие используются системы однотипных задач (описание методики смотрите ниже). Учащиеся вместе с экспериментатором знакомятся с общей формулой сокращенного умножения. Далее им предлагается система задач, некоторые из которых решаются с помощью изученной формулы. Исследуется процесс переноса сложившегося способа действия в сходные условия, способность дифференцировать внешне сходный материал по существенному признаку. Изучается способность выделения существенного, главного с точки зрения типа задач, способность отвлечения от несущественного.
2. выведение общего из частных случаев, образование понятия.
Используются эвристические задания, в результате выполнения которых ученики овладевают новым для них понятием. Исследуется способность самостоятельно устанавливать отношения и зависимости, производить самостоятельные обобщения.
В протоколах исследования можно заметить, что ученики применяют обобщения различного типа для решения предложенной задачи, но В. А. Крутецкий не выделяет и не классифицирует различные способы обобщения. Приведем примеры различных типов обобщения и попробуем соотнести их с классификацией В. В. Давыдова:
1. Учащимся предлагается вывести правило сокращенного вычисления квадрата двухзначных чисел, оканчивающихся цифрой 5. Приводим отрывок из протокола (Я. Л. 6 кл.): «А зачем сравнивать числа – я лучше по-другому сделаю. Все эти числа составлены так: 25, 35, 45 – это . . Будет так: первую цифру в квадрате и приписать два нуля, потом первую цифру просто и приписать два нуля и потом 25. Все сложить. Просто и быстро: ». Ученик выводит общее правило на основе анализа общего устройства таких чисел. Можно сказать, что обобщение в этом случае носит теоретический характер (по классификации В. В. Давыдова), так как в процессе обобщения выделяется существенное, и как результат обобщения появляется общий способ возведения чисел в квадрат.
2. Неспособные ученики при попытке решения вышеизложенной задачи не смогли вывести общий способ возведения чисел 25, 35, 45 и т. д. в квадрат. Единственное, что они смогли сделать – это возвести эти числа в квадрат и заметить, что квадраты таких чисел всегда заканчиваются на 25. О каком типе обобщения идет речь? Можно сказать, что по классификации В. В. Давыдова ученики демонстрируют формальное обобщение. Во-первых, полученное знание неполное, выведенное на основе обобщения формального признака (запись числа), во-вторых, ученики не смогли доказать полученное знание, они смогли его только увидеть, что говорит об отсутствии общего способа действия.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.