Если вычисленный коэффициент вариации окажется в пределах 10%, надежность теста считается удовлетворительной, если выше 10% — неудовлетворительной.
2. Тест на «параллелизм» — определение концентрации вещества в последовательных разведениях контрольной плазмы или стандартной субстанции (когда, например, каждая последующая концентрация оказывается меньше предыдущей в 2 раза).
Показатели концентрации стандартов в разведениях референтного материала откладываются на одном и том же графике в логарифмическом масштабе. При проведении теста на параллелизм контрольную плазму следует разводить тем же растворителем, что и стандартную субстанцию.
Пробирки с контрольной плазмой рекомендуется помещать в аналитическом ряду через каждые 5-10 других опытных проб: это обеспечивает большую уверенность оператора в надежном качестве проводимых им измерений.
Из изложенного следует, что смысл установления правильности результатов состоит в сравнении полученных данных с результатами правильного метода или в сопоставлении полученных данных с теоретически рассчитанными результатами при использовании способов добавки или смешивания проб.
Правильность результатов может быть оценена разными критериями.
Среди них:
1. % отклонение от заданной величины = -------------------------------------- х 100
При отклонении результата от заданной величины в пределах менее ±3S правильность лабораторного исследования считается удовлетворительной (так как показатели теста находятся в допустимом интервале).
2.
Применение теста Стьюдента без предварительного установления частоты распределения результатов часто приводит к неправильным выводам. Если распределение результатов не является нормальным или вид распределения невозможно установить из-за малого числа наблюдений, целесообразно использовать непараметрические критерии — критерий знаков, тест Вилкоксона, коэффициент корреляции рангов.
3. Разностный метод критерия t Стьюдента. В каждом конкретном случае исследования вычисляют разность между результатом определения и истинной величиной (с учетом знаков). Затем находят сумму разностей (с учетом знаков) и среднее значение этой разности:
М = —————————————-—
Затем рассчитывают значения существенности разницы t: t = X / Sx.
Знание величины t и числа степеней свободы (п-1) позволяет определить по таблице Стьюдента степень достоверности различий р: если показатель достоверности меньше 0,05, различие в установленных величинах считают достоверным, что свидетельствует о неправильности полученных в лаборатории данных. В случае, если р больше 0,05, результаты исследования рассматривают как правильные.
где S12 и S22 — соответствующие средние квадратические отклонения от усредненных величин показателей контрольной и исследуемой сыворотки (соответственно). Найденное значение F сравнивают с данными таблицы для установления достоверности различий (П.Ф. Рокицкий, 1973) (см. Приложение).
где М — величина, данная в аннотации; Х — среднее значение результатов проверки по 10 определениям; Xn – X1 — разница между максимальной и минимальной величинами из 10 определений.
При вероятности ошибки, равной 5%, и при числе исследований, равном 10, L должно составлять 0,23. Если L > 0,23, то разница между средним значением 10 контрольных определений и значением, указанным в аннотации, достоверна, то есть результаты неправильны. Следовательно, при правильных результатах и при соблюдении названных условий значение L должно быть меньше 0,23.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.