Глава 1. Основные вопросы связи юношеского выбора с профессиональным самоопределением в ВУЗе. 3
Глава 2 Анализ основных теорий, затрагивающих проблематику юношеского выбора и роль профессионального самоопределения в нём. 8
2.1Условия построения образа будущей профессиональной деятельности как базового процесса в юношеском возрасте. 8
2.2 Образ будущей профессиональной деятельности как средство продуктивного разрешения кризиса Эго-идентичности. 12
2.3 Образ будущей профессиональной деятельности как адекватный конструкт для прогнозирования последствий юношеского выбора. 14
2.4 Построение образа будущей профессиональной деятельности как элемента формирующегося мировоззрения юноши. 15
Глава 3. Общие и экспериментальные гипотезы и их обоснование. 17
3.1 Исследовательская модель 22
3.2. Описание процедуры исследования 24
3.3. Результаты исследования и интерпретация данных. 26
Литература 32
Приложения 33
Введение.
Глава 1. Основные вопросы связи юношеского выбора с профессиональным самоопределением в ВУЗе.
1.1. Современная проблематика юношеского выбора (описание ситуации).
Основная проблематика работы находится в поле вопросов об адекватности выбора на возрастных переходах (в кризисах развития).
Проблематика выбора на школьном финише (является ли школьный финиш возрастным переходом достоверно не известно, некоторые авторы, среди которых П.А. Сергоманов, считают, что школьный финиш рассекает юношеский возраст пополам, вызывая, тем самым, неблагоприятные последствия, в ответ предлагается двенадцатилетняя школа с полупрофессиональной ориентацией предметов) имеет некоторую социокультурную основу (то есть выбор обусловлен не только состоянием человека, как субъекта действия, но и некоторым историческим периодом развития социума, взятого в нескольких сущностных характеристиках, таких как национальная принадлежность и развитие средств производства).
В основном это связано с тем, что в современной ситуации ВУЗ не может гарантировать человеку, в него поступившему и его закончившему, нормального рабочего места с адекватной оплатой его квалифицированного труда (такое положение дел связано с ситуацией поиска новой, адекватной современному мировому порядку, формой государственного устройства. И, как следствие этого, ответственность за поиск и включение в адекватную (или нет) систему деятельности сваливается на неготового, во всех смыслах, к этому человека. Неготового, потому что школа такого типа подготовки не предполагает.
Помимо этого на данный момент в мире, и в нашей стране, происходит бум новых профессий (уже сейчас в словаре профессий насчитывается более сорока пяти тысяч профессий), и поэтому подавляющее большинство молодых людей выбирают ВУЗ как стартовую площадку в своей жизни, не ориентируясь на специализации в высшей школе. И, как следствие, сталкиваются с жёсткими ограничениями со стороны учебных программ, которые не адаптированы к современным условиям, являются негибкими и слишком длительными для современного молодого человека (на своём примере я знаю, что если в семестре десять курсов, то реально интересны и значимы в дальнейшем будут лишь два, максимум три из них, но, чтобы сдать сессию нужно получить все экзамены и зачёты). Реально переформатировать учебный план невозможно, так как нарушение последнего ведёт к невыполнению государственного профессионального стандарта, и, как следствие, к неполучению диплома, так как тот, в свою очередь, так же является государственным. Но молодой человек не претендует на диплом, как на определяющий его профессиональную идентичность (в большинстве случаев), а как на то, что поможет ему в будущей ситуации неопределённости сориентироваться с большей эффективностью (стоит сказать, что все попытки реформы сферы образования будут несостоятельны пока не будет найдена адекватная форма государственного устройства, а пока поиски такой формы ещё только идут, так что современный молодой человек оказывается в весьма щекотливом положении, даже сам того не осознавая).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.