10 «А» класс
1 конструкт |
2 конструкт |
3 конструкт |
4 конструкт |
5 конструкт |
|
1 место |
Родственники – чужие люди |
Старше - младше |
Красивый – некрасивый |
Умный - тупой |
Работает – не работает |
2 место |
Есть образование – нет образования |
Женского пола – мужского пола |
Учится - работает |
Родственники – чужие люди |
Умный – глупый |
3 место |
Родственники – чужие люди |
Умный - глупый |
Счастливый - несчастный |
Отзывчивый - неотзывчивый |
Соблюдение норм – несоблюдение норм |
4 место |
Знакомый - незнакомый |
Есть сила воли – нет силы воли |
Умный - глупый |
Оказывает негативное влияние – не оказывает |
Открытый - закрытый |
5 место |
Понимающий - непонимающий |
Родные - неродные |
Одного возраста – разного возраста |
Увлечённость знаниями – отсутствие увлечённости |
Умный - глупый |
Интерпретация данных
По результатам исследования выдвинутые гипотезы были опровергнуты. Построение образа будущей профессиональной деятельности не является ведущим процессом у 80 процентов старшеклассников, и они не используют данный образ при построении своей дальнейшей образовательной траектории.
К объяснению отсутствия образа будущей профессиональной деятельности как средства для построения дальнейшей образовательной траектории мы можем подойти с нескольких точек зрения.
Первая точка зрения состоит в том, что образовательные институции и переходы между ними устроены таким образом, что не позволяют старшеклассникам выстраивать такой образ. Такой факт сам по себе является парадоксальным и свидетельствует о внутренней противоречивости в устройстве таких институтов.
Переход в ВУЗ предполагает сознательный выбор своего дальнейшего образовательного пути, в противном случае силы и время потрачены зря. Причём выбор, осуществляемый в 17 лет, по определению, задаёт границы жизни как минимум на 10 лет вперёд. А овладение средствами проектирования на такой период в школе не предусмотрено. Получается, чтобы сознательно продолжить свою образовательную траекторию старшеклассник должен отчётливо представлять себе собственный профессиональный путь в ближайшее время после окончания ВУЗа. Вместо этого, на выходе от старшеклассника и школа и ВУЗ требуют совсем не этого. А именно, от юноши требуется владение способностями, которые он должен был сформировать в прошлом за счёт школьной программы. Это вовсе не значит, что такие способности не нужны, но они не являются основными и явно недостаточны для осознанного, адекватного выбора.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.