Основные вопросы связи юношеского выбора с профессиональным самоопределением в ВУЗе, страница 2

Ко всему вышесказанному следует добавить то, что последнее время и так обсуждается с достаточной долей жёсткости в разных сообществах, но более всего в психолого-педагогическом. Это неадекватность вступительных экзаменов в ВУЗ. Несуразность заключается в том, что молодой человек в ориентации на будущее должен опираться на прошлый опыт (а что если этого прошлого опыта просто не было), который более чем возможно не адекватен сложившейся ситуации. Такой тип вступительных экзаменов заставлят отказаться (хотя бы на время) от идеи построения образа будущей профессиональной деятельности или жизни, и вернуться на шаг назад, то есть в школу. Это само по себе опасно, так как накладывает на школьника такой стереотип, который заставляет его учиться первое время (а иногда и всё время) в ВУЗе так же как и в школе, что, конечно же, неадекватно целям высшей школы даже старого образца, не говоря уже о новом контуре высшей школы (который, по всей видимости сложится ещё не скоро, так как руки ещё не могут дойти и до общей школы).

Стоит так же учитывать скорость смены профессий в современном мире, и инертность системы образования по отношению к этим быстрым сменам. Такая ситуация задаёт кризис профессионального самоопределения для старшеклассника и ставит под вопрос саму идею профессионала как идентификационного аналога в рамках высшей школы в России. При инертности системы образования нельзя опираться на знаниевый фундамент, полученный в школе. Цикл обновления знаний резко сократился, или даже совершенно противоположные знания об одном и том же развиваются одновременно.

1.2. Роль профессии в поиске современным юношей самоидентичности.

Выбор юноши есть именно его выбор, и для полноты представлений должен описываться в терминах поиска самоидентичности, и какой этап в жизни человека занимает юношеское самоопределение, стоит ещё не раз прояснить. Важно сказать, что поиск новой идентичности предъявляет к юноше иные требования.

Если в начальной школе человеку приходилось сталкиваться в учебном взаимодействии с разрывностями в предметном материале и его осредствлённость зависела от типа взаимодействия с материалом, с одной стороны, и с учителем, как с посредником, с другой стороны [3], то в подростковой школе эти средства должны быть адаптированы под другой тип задач, а именно под задачи построения и обустройства межличностных отношений, как со сверстниками, так и с другими возрастными группами [4]. Основное различие заключается в том, что на первом этапе человек взаимодействует со статичным объектом (уже завершённым), а на втором этапе с живым объектом, или другими словами, с субъектом (то есть с объектом, который постоянно непредзаданно изменяется).

В чём же интрига юношеского выбора? А в том, что юноша, для адекватного выбора, должен сконфигурировать ранее полученные два вида средств, а конфигуратором для этого будет являться образ будущей профессиональной деятельности (или какой-то другой образ, например, образ будущей семьи, или образ социальной группы, в которую хочет попасть молодой человек). Но если нет работы с образом на основе ранее полученных средств мышления и деятельности, то выбор грозит рисками неадекватности, и как следствие, потерей времени и усилий впустую.

Вот примерный перечень вопросов и проблем, стоящих (осознанно или нет) перед современным старшеклассником и задающих ситуацию его профессионального (образовательного) самоопределения. Из вышенаписанного видно, что задачи, связанные с построением дальнейшей образовательной траектории не являются тривиальными и требуют как психолого-педагогических исследований, так и каких-то практических нововведений (каких, пока не понятно). В связи с этим следует учесть отсутствие верифицированных методов исследования и положиться, по большей части, на существующие логические принципы обоснования и доказательства.

В этом русле стоит переосмыслить роль профессии и профессионального самоопределения, эта сфера представлений требует пересмотра и данная работа есть попытка такого переосмысления в условиях нехватки ресурса, как в теоретической части, так и в перспективах практического применения.