Поэтому в большинстве случаев мы сталкиваемся с отсутствием образа будущей профессиональной деятельности у старшеклассников. Просто таких требований к ним никто не предъявлял, тем более это не входило в учебные программы. А в одиночку такую задачу старшеклассник, по всей видимости, решить не может.
Вывод состоит в том, что одной из причин юношеского кризиса, на наш взгляд, является неадекватное (внутренне противоречивое) устройство образовательных институтов и отсутствие культурно обусловленных переходов между ними.
Вторая точка зрения состоит в том, что требования, предъявляемые старшеклассникам, противоречат самой структуре юношеского возраста. Э. Эриксон в своих работах, посвящённых проблемам юношества, неоднократно указывал, что основная проблема этого периода – это проблема верности. То есть старшеклассники, прежде всего, на этом этапе, определяют круг доверенных лиц, дифференцируют их по возрастным и половым отличиям, по принадлежности к социальному слою и так далее. Работа по определению круга общения и меры доверия каждому из членов этого круга является стержневой по отношению ко всем другим процессам, происходящим в этот период. Поэтому вполне возможно, что требования к старшеклассникам преждевременны и ломают некоторые очень важные процессы, что не позволяет на следующем этапе совершить адекватный переход в следующий возраст.
Поиски верности в юности служат основной опорой для совместного действия. Без «кредита доверия» не будет продуктивности, поэтому такие поиски являются, на наш взгляд, основанием для построения образа будущей профессиональной деятельности как средства построения дальнейшей образовательной траектории. Просто требования преждевременны и культурного обеспечения их пока нет. На наш взгляд, это приводит, в будущем. к отрицательным последствиям, связанным с неудавшимся выбором.
Матрицы, составленные по результатам решения задач, устроены так, что номер строки означает номер задачи, а номер столбца означает порядковый номер, в котором она решалась школьниками.
По первой матрице мы видим, что каждая задача наибольшее количество раз решалась под тем порядковым номером, под которым она находилась в общем списке. Но можно так же наблюдать, что более сложные задачи реже решались в том порядке, в котором они были предоставлены. Такая же тенденция наблюдается и во второй матрице.
При анализе матриц учитывался гендерный аспект, то есть подсчитывалось количество человек, которые полностью по порядку решали задачи, а потом они делились по половому признаку. Исходя из этого, выяснилось, что мальчики реже решают задачи по порядку. Детальный разбор их анкет показал, что при меньшей стереотипии к последовательности и решению от лёгкого к сложному, мальчики не выполняют всех заданий, в отличие от девочек. Такой анализ выходит за рамки гипотез, поэтому более детального рассмотрения , связанных с этим вопросов, не было.
Из данных мы видим, что сложные задачи встречаются чаще на первых местах, чем простые на последних. Поэтому можно считать, что при подавляющей стереотипии, небольшой процент (примерно 10-15) юношей и девушек всё-таки рискует сделать «больше» своих возможностей.
При обработке задач выявилась общая тенденция к стереотипному порядку решения, хотя больше половины школьников в обоих классах решало
задачи не по порядку, но, при небольших отклонениях, в последовательности от лёгких к сложным.
Интересно указать на ту особенность, что при решении задач проглядываются две стратегии поведения в такой ситуации. Первая характеризуется интересом к «лёгким» заданиям и тенденцией к последовательности, вторая интересом к наиболее «трудным» заданиям и отсутствием тенденции к последовательности.
Второй стратегией пользуется меньшее количество человек в обоих классах (меньше половины). В основном это мальчики.
Результаты обработки репертуарных решёток сводились в общие матрицы по каждому классу отдельно. В строку вписывался конструкт, а в столбец место, которое он занимал среди других конструктов по частоте встречаемости.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.