В противопожарном плакате должна содержаться основная идея, которая связывает воедино все элементы плаката. Основная идея должна быть конкретна и выражена таким образом, чтобы исключить многозначное, не соответствующее замыслу автора понимание. При определении основной идеи следует ориентироваться на особенности мышления и восприятия разных возрастных и профессиональных групп населения.
Четкая формулировка основной идеи еще на этапе подготовки к созданию плаката - важнейшее условие эффективной работы художника и автора плаката и достаточная гарантия создания содержательной и действенной изобразительной композиции.
По способу воплощения идеи выделяются три основных типа сюжета плакатов.
Положительный сюжет. В его основе лежит факт, образ или действие, которые по замыслу автора и в соответствии с социальными нормами должны вызывать положительное отношение зрителя. Упор в таких плакатах делается на общественную и индивидуальную значимость проблемы ПБ.
Идеи плакатов с положительными сюжетами могут быть следующими:
"изучайте пожарную технику", "вступайте в ряды КЮП", "соблюдение правил пожарной безопасности во время праздника новогодней елки -условие его безопасного проведения".
Отрицательный сюжет. Он строитсяна показе в реалистической или метафорической форме отрицательного факта, неправильного поведения и его последствий. Такие образы воздействуют на зрителя, вызывая у него негативное отношение к нарушениям правил пoжарной безопасности, осознание опасных последствий несоблюдения ППБ. Идеи таких плакатов: "вот к чему приводит оставленный без присмотра электроприбор", "вот, что ожидает тех, кто не соблюдает то или иное правило пожарной безопасности".
Двойной сюжет. Строится на показе положительного и отрицательного фактов и их последствий. Основная идея выражается в противопоставления положительного в отрицательного действий. Сюжет характеризуется напряженностью и динамичностью.
Выбор того или иного типа сюжета зависит от темы плакатов и может варьироваться о учетом социально-демографических характеристик предполагаемой аудиторий.
Следует стремиться к однозначности сюжета, к очевидности пропагандистской идеи, к легкости извлечения и усвоения основной противопожарной идеи наглядного плакатного средства.
Требования к художественному исполнению плакатов
Изобразительным средствам в плакате принадлежит ведущая роль. Они служат не только для передачи информации, но и, прежде всего, для создания художественного образа, воплощающего основную идею и воздействующего на зрителя. Образ имеет эстетическое значение, он отражает конкретное явление, вызывает определенные чувства зрителя, влияет на его поведение. Поэтому образ должен быть выразительным и запоминающимся, иметь четкие характерные признаки изображаемого объекта. Необходимо также, чтобы oн вызывал у зрителя стремление к соблюдению ППБ, к пожаробезопасному поведению.
Образ может создаваться различными приемами: с помощью реалистического или абстрактного рисунка, пиктограммы, коллажа и др. Во всех случаях поиск новых художественных решений, оригинальная образная трактовка темы - главные требования, которые предъявляются к плакату. Не менее важно при создании изображений выбирать и четко придерживаться выбранной статической ориентации: символического изображения или реалистической манеры с прописыванием деталей, удачным оформлением и т.д. Следует избегать примитивизации плакатного рисунка: искаженных изображений деталей, явлений природы, строений, противопожарного инвентаря, пожарной техники.
Как при символической, так и при реалистической ориентации рекомендуется избегать перенасыщения изображения деталями.
Тема плаката должна раскрываться через знакомые человеку собирательные образы, для создания которых следует использовать правдивые и типичные жизненные факты и ситуации.
Предпочтение следует отдавать изображению тех деталей и фрагментов которые наиболее характерны для данной ситуации, являются ее ключевыми признаками (например, изображения пламени, пожарного и т.п.).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.