Внимание читателя к печатному материалу повышается благодаря описанию в нем коллизионной ситуации (например, эмоциональное описание пожара, героики борьбы с ним, его последствий, возможных причин возникновения). При этом не следует перегружать текст большим количеством цифр и фактов, так как это снижает интерес читателя к сообщению.
При построении пропагандистского сообщения необходимо добиваться равновесия между объемами оригинального и обычного материала. Чем более предсказуема информация, тем она банальнее и наоборот. Элементы нового при этом должны быть оптимально дозированы. Следует избегать публикации чисто информационного материала, целесообразно снабжать его комментариями, позитивными примерами, вскрывать причины.
При формировании пропагандистского сообщения надо учитывать, что его воздействие носит дискретный характер. Это воздействие можно представить в виде иерархической последовательности установок, оказывающих влияние на сознание.
Первый этап - привлечение внимания к сообщению.
Второй - пробуждение интереса, любопытства у читателя.
Третий - создание психологический расположенности к запоминанию данной информации.
Одним из приемов, активизирующих интерес к указанным пропагандистским сообщениям на пожарные темы является стремление вызвать у читателей удивление.
Это достигается посредством использования броского заголовка, приведения спорного аргумента или комментария, проблематичности оценки ситуаций, описания самоотверженной работы пожарных или, наоборот, беспримерной халатности виновников пожара.
Для выработки у читателя устойчивого интереса к противопожарному пропагандистскому сообщению не обязательно публиковать его каждый день. Целесообразнее, интенсивную публикацию (раз в 1-2 дня) чередовать с более разряженной как во времени (раз в течение 1-2 недель), так и в объеме. Публикуемый материал расчленяется на несколько самостоятельных частей, однаиз которых последовательно продолжает другую. Это способствует более глубокому запоминанию. Однако, как показали исследования, такой подход в центральной прессе страны практически не используется.
При подготовке пропагандистского материала для газетных публикаций важно принимать во внимание, что восприятие человека с нормально развитой памятью имеет определенные границы.
Так, после одного прочтения человек может запомнить девять чисел, семь букв алфавита, шесть односложных слов и одну фразу, содержащую не более семи слов.
При большой насыщенности сообщения происходит перегрузка "сенсорного входа", сознание "устает" и перестает воспринимать информацию. Эти сведения целесообразно учитывать при подготовке агитационных материалов (обращений, призывов, листовок), а также в газетных информациях, где приводятся статистические данные о пожарах и конкретнее правила пожарной безопасности.
При работе над текстовой конструкцией пропагандистского материала следует принимать во внимание, что использование образных и образно-метафорических глаголов придает материалу субъективную окраску, передает отношение автора к сообщаемым фактам, это позволяет апеллировать к эмоциям читателя и активизировать его восприятие.
Определяя и формируя стратегию пропагандистского воздействия, осуществляемого посредством газетных и журнальных публикаций на противопожарные темы, необходимо уделять особое внимание выявлению причин пожароопасных ситуаций, анализу и практическим выводам, а также систематизации многочисленных факторов возникновения пожароопасных ситуаций, поскольку это способствует лучшему усвоению (читаемости) материалов, а главное, восприятию и запоминанию требований правил пожарной безопасности.
При подготовке материалов, используемых для ППА, к публикации в прессе рекомендуется применять самые разнообразные формы: репортажи, интервью, очерки, публицистические статьи и т.п. Вместе с тем наиболее распространенный вид текстового материала, используемого в прессе - информационная заметка (46,6 %). Значительно реже появляются проблемные материалы (13,9%). Весьма редки материалы, отражающие результаты рейдов (2.5 %). Почти полностью отсутствуют очерки и портретные зарисовки (1.3 %). Репортажи, интервью, а также советы и консультации специалистов в области пожарной безопасности (ПБ) встречаются в 6.3 % случаев. Нечасто появляется на страницах газет и рубрика "письма читателей" (3,8 %).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.