Создание и применение противопожарных пропагандистских материалов. Объекты пропагандистского воздействия и методы противопожарной пропаганды, страница 3

Важно учитывать один из наиболее эффективных приемов - психоло­гический акцент на определенной детали. Он заключается в гиперболическом изображении предмета или ситуация. В результате внимание фик­сируется именно на них.

Соотношение между очевидным и невероятным может составлять 9:1. Этого вполне достаточно для того, чтобы воздействовать на психику человека, активизировать его внимание.

Следует применять такую эффективную форму подачи материала в газетах, как сочетание яркого, броского заголовка и оригинального рисунка или фотографии.

Результаты конкретных социологических исследований позволяют сделать вывод, что при подготовке печатных материалов на противопожарную тему следует избегать излишней профессионализации текстов. Надо иметь в виду, что эффект запоминаемости текстового материала повысится, если он не будет перегружен фактами, фамилиями, цифровыми данными. Обычно это требование не соблюдается при публикации опла­чиваемых объявлений рекламного характера, в которых приводятся су­хие выдержки из типовых правил пожарной безопасности или немотиви­рованные призывы типа "Берегите жилище от пожара". Другая крайность наблюдается при составлении агитационных противопожарных листовок, в которых приводится очень много примеров пожаров, цифрового материа­ла и не анализируются причины.

Сверхубеждающие призывы в тексте могут вызывать защитную реак­цию или даже сопротивление со стороны читателей.

Поэтому печатный материал целесообразно подавать таким образом, чтобы основные выводы из него были сделаны читателем самостоятельно, это, в свою оче­редь. будет способствовать лучшему закреплению сообщения в памяти. Для эффективного адекватного восприятия текстового сообщения необхо­димо чтобы оно соответствовало представлениям и уровню знаний в об­ласти ПБ тех, к кому оно обращено. Это касается правильного использования терминов, т.е. следует заменять их более понятными словами или давать в тексте их толкование. Исследования показали, что уро­вень знаний населения в области ПБ в Республике низкий (разница по регионам незначительна) и он ограничен бытовыми представлениями о при­чинах пожаров и подчас неверными сведениями о мерах профилактики и тушения пожаров. Поэтому в публикациях необходимо ориентироваться на среднего читателя.

При подготовке информации для макета газетного материала необходимо учитывать, что читатель обращает больше внимания на верхнюю половину страницы, чем на нижнюю, на правую больше, чем на левую. Распределение внимания при чтении газетной   полосы (в процентах) выглядит следующим образом:

                                                                                                           Разворот 

                                                                                                        ­­­­­­­­­­­­­­­­­

Поэтому при подготовке пропагандистских материалов к публикации рекомендуется согласовывать с редакциями газет размещение информации в верхней половине правой полосы разворота или хотя бы просто в верхней половине 4-й страницы газеты, при ее объеме в 4 листа.

При подготовке газетного материала на противопожарные темы следует учитывать, что легче запоминаются первые и последние фразы текста, поэтому они должны быть по возможности более привлекатель­ными и информационно насыщенными.

Необходимо принимать во внимание следующее:

·  подзаголовок в две-три строчки вызывает повышенный интерес;

·  если текст начинается с прописной буквы, то его читаемость увеличивается в среднем на 13%;

·  первый абзац не должен превышать II слов, иначе он отпугивает читателей;

·  для предотвращения монотонности длинного текста ключевые аб­зацы следует набирать полужирным шрифтам или курсивом.

Важно учитывать, что добиться повышения внимания читателей к материалу на противопожарные темы можно с помощью увеличения раз­мера заголовка статьи, необычного построения абзацев или декоратив­ных шрифтов. Однако два последних способа в газетной практике нашей республики пока не нашли применения, что не исключает возможности их использования в районных газетах и многотиражной печати.