Из таблицы видно, что часть семей проживает в комнатах общежитий и коммунальных квартир – это 6,5%; 6% семей арендуют комнату, 8% – проживают в неблагоустроенных квартирах; в отдельных квартирах живут 53,8% семей.
Таким образом, только чуть больше половины опрошенных семей живут в отдельной квартире, остальные же стеснены в жилищных условиях, проживают в жилье с низкой степенью комфортности и обеспеченностью удобствами. Это отражается на отношении ребенка к дому, который не становится для него экологической нишей, а зачастую несет опасность физических и психологических травм.
Вторым важным показателем воспитательного потенциала семьи, относящимся к технико-гигиеническому фактору, является наличие у ребенка собственного уголка в доме. Этот показатель отражает место ребенка в семье и ее воспитательные стратегии. По словам Г.А. Ковалева, «существенное воспитательное влияние может оказывать количество и расположение комнат в доме (квартире), а также возможность со стороны ребенка иметь в доме свою личную, контролируемую только им территорию». [12] Данные по наличию у ребенка своего уголка в доме приведены в таблице 2.5.
Таблица 2.5
Наличие у ребенка собственной территории в зависимости от жилищных условий
Да |
Нет |
|
Отдельная квартира в благоустроенном доме |
45,73% |
8,37% |
Отдельная квартира в не благоустроенном доме |
7,85% |
1,21% |
Комната в благоустроенном доме |
1,21% |
1,64% |
Комната в не благоустроенном доме |
0,56% |
0,43% |
Комната в коммунальной квартире |
0,65% |
0,95% |
Снимаем квартиру |
3,15% |
2,98% |
Отдельная комната в общежитии |
2,33% |
3,11% |
Свой дом |
10,61% |
1,81% |
Часть дома |
2,89% |
0,82% |
Другое |
2,03% |
1,68% |
Из данных таблицы видно, что свой уголок в доме имеют суммарно более 70% детей; преимущественно - 55%- проживающие со своей семьей в отдельной квартире или своем доме, остальные же семьи - около 30% – не выделяют ребенку своего личного пространства.
Таким образом, каждый третий ребенок в Красноярском крае не имеет в доме своего уголка. В этом случае уместно упомянуть об эффекте «наученной беспомощности», возникающем в условиях территориальной депривации (отсутствии личной территории и возможности за нее отвечать), проявляющемся и как беспомощность в различных жизненных ситуациях, и как неуверенность, страх и безынициативность при необходимости принятия самостоятельных решений и ответственности за них. (27)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.