Исследование семьи как субъекта воспитания в Красноярском крае (по материалам социологического исследования), страница 5

Из таблицы видно, что часть семей проживает в комнатах общежитий и коммунальных квартир – это 6,5%; 6% семей арендуют комнату, 8% – проживают в неблагоустроенных квартирах; в отдельных квартирах живут 53,8% семей.

Таким образом, только чуть больше половины опрошенных семей живут в отдельной квартире, остальные же стеснены в жилищных условиях, проживают в жилье с низкой степенью комфортности и обеспеченностью удобствами. Это отражается на отношении ребенка к дому, который не становится для него экологической нишей, а зачастую несет опасность физических и психологических травм.

Вторым важным показателем воспитательного потенциала семьи, относящимся к технико-гигиеническому фактору, является наличие у ребенка собственного уголка в доме. Этот показатель отражает место ребенка в семье и ее воспитательные стратегии. По словам Г.А. Ковалева, «существенное воспитательное влияние может оказывать количество и расположение комнат в доме (квартире), а также возможность со стороны ребенка иметь в доме свою личную, контролируемую только им территорию». [12] Данные по наличию у ребенка своего уголка в доме приведены в таблице 2.5.

Таблица 2.5

Наличие у ребенка собственной территории в зависимости от жилищных условий

Да

Нет

Отдельная квартира в благоустроенном доме

45,73%

8,37%

Отдельная квартира в не благоустроенном доме

7,85%

1,21%

Комната в благоустроенном доме

1,21%

1,64%

Комната в не благоустроенном доме

0,56%

0,43%

Комната в коммунальной квартире

0,65%

0,95%

Снимаем квартиру

3,15%

2,98%

Отдельная комната в общежитии

2,33%

3,11%

Свой дом

10,61%

1,81%

Часть дома

2,89%

0,82%

Другое

2,03%

1,68%

Из данных таблицы видно, что свой уголок в доме имеют суммарно более 70% детей; преимущественно - 55%- проживающие со своей семьей в отдельной квартире или своем доме, остальные же семьи - около 30% – не выделяют ребенку своего личного пространства.

Таким образом, каждый третий ребенок в Красноярском крае не имеет в доме своего уголка. В этом случае уместно упомянуть об эффекте «наученной беспомощности», возникающем в условиях территориальной депривации (отсутствии личной территории и возможности за нее отвечать), проявляющемся и как беспомощность в различных жизненных ситуациях, и как неуверенность, страх и безынициативность при необходимости принятия самостоятельных решений и ответственности за них. (27)