Обратим внимание на третий по частоте вариант ответов – «не хватает педагогических знаний». Это говорит о возрастании у родителей ответственности за воспитание детей и анализе своей воспитательной деятельности. Таким образом, обратимся к такому показателю воспитательного потенциала семьи как педагогическая компетентность родителей.
Педагогическая компетентность, осведомленность родителей в вопросах воспитания детей является важной характеристикой воспитательного потенциала семьи. Исследование позволило предположить недостаточную педагогическую грамотность родителей. Мы постарались проследить это в ответах респондентов на вопрос об источниках информации по вопросам воспитания детей. Ответы на данный вопрос, в соответствии с полом респондентов, приведены в таблице 2.13.
Таблица 2.13
Источники информации по вопросам воспитания детей
Варианты ответов |
Всего |
Мужчины |
Женщины |
Пользуюсь только своими знаниями и опытом |
52,08% |
61,74% |
48,92% |
Пользуюсь советами друзей, родственников |
17,30% |
15,30% |
17,96% |
Читаю соответствующую литературу |
20,44% |
14,09% |
22,52% |
Слушаю передачи по радио, телевидению |
6,60% |
5,39% |
7,13% |
Другое |
3,39% |
3,30% |
3,42% |
Анализ ответов на это вопрос показывает, что более половины всех опрошенных пользуются только своими знаниями и опытом. В вопросах воспитания детей опираются только на свой опыт почти 62% мужчин. Среди женщин процент значительно меньше – только 49%. Женщины значительно чаще мужчин читают соответствующую литературу (почти 23% против 14% мужчин), они чаще обращаются за советами к друзьям и родственникам, слушают соответствующие передачи.
Ответы на этот же вопрос в зависимости от места жительства респондентов показывают, что различия по этому показателю между жителями различных населенных пунктов незначительны.
Существенные различия обнаруживаются только по двум параметрам: в г. Красноярске родители существенно меньше жалуются на нехватку свободного времени; почти на 10% больше таких ответов дают жители малых городов. С другой стороны, в г. Красноярске существенно большее число родителей ощущает нехватку педагогических знаний – почти 15% против 7% в малых городах. Это может быть объяснено большим уровнем требований к родителям, которые предъявляет городская среда, и неготовностью родителей решать возникающие в новых социокультурных условиях воспитательные задачи. В селе же среда относительно консервативна, а, следовательно, стабильна, поэтому проблем с воспитанием детей возникает существенно меньше.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.