Исследование семьи как субъекта воспитания в Красноярском крае (по материалам социологического исследования)

Страницы работы

Содержание работы

ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЬИ КАК СУБЪЕКТА ВОСПИТАНИЯ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

2.1 Программа исследования

В предыдущей главе мы описали основные тенденции современного общества, под влиянием которых происходят изменения воспитательного потенциала семьи. Мы столкнулись с противоречием о том, что воспитательный потенциал современной семьи не создает условий для формирования качеств необходимых человеку для адаптации и функционирования в современном обществе. Таким образом, наше исследование направлено на изучение воспитательного потенциала семьи, факторов и условий, влияющих на реализацию семьей воспитательной функции.

Объектом исследованиястали семьи Красноярского края, имеющие детей до 18 лет. Всего было опрошено 2510 семей из 19 территорий края.

Предмет исследования - воспитательный потенциал семьи.

Характеризуя семью как субъект воспитания, можно выделить две основные характеристики:

1.  Образ жизни семьи, как совокупность форм обыденной жизнедеятельности людей и способов их повседневного существования, базирующихся на традициях, ценностях, нормах, принятых в обществе;

2.  Воспитание, как целенаправленное формирование личности ребенка, путем трансляции норм, ценностей.

Нами были выдвинуты следующиегипотезы:

1.  В современной ситуации существует противоречие между требованиями динамично изменяющегося общества и воспитательными действиями родителей.

2.  Зависимость воспитательного потенциала от материальной обеспеченности и места проживания семьи.

Методы исследования:

Исследование выполнялось с помощью метода социологического исследования – анкетного опроса. Анкета была составлена временным научным коллективом. Исследование было проведено Краевым государственным учреждением «Краевой центр семьи», по инициативе и при поддержке Краевого комитета по делам семьи, материнства и детства, в последствие Краевым управлением социальной защиты населения.

Исследование проводилось в Красноярском крае в следующих территориях: г. Красноярск (Кировский, Свердловский, Советский, Ленинский, Центральный, Октябрьский и Железнодорожный районы), малые города Красноярского края (г. Ачинск, г. Енисейск, г.Канск, г.Шарыпово), сельские районы Красноярского края (Абанский, Богучанский, Емельяновский, Курагинский, Партизанский, Саянский, Шарыповский, Шушенский районы).

Анкета состояла из 59 вопросов, отвечая на которые член семьи описывал образ жизни своей семьи по различным параметрам. Анкета предъявлялась респонденту для самостоятельного заполнения. При необходимости респондент мог получить консультацию по возникшему вопросу у интервьюера. (С анкетой можно ознакомиться в Приложении)

Если придерживаться выделенной нами структуры воспитательного потенциала и характеристик семьи как субъекта воспитания, то содержание анкеты можно подразделить следующим образом.

Факторы, характеризующие образ жизни семьи:

·  Демографический фактор, отражающий численность и структуру семьи, демографические тенденции, описывается в вопросах №1, 3, 25.

·  Социально-экономический фактор, отражающий материальные и бытовые условия, наличие свободного времени описан в вопросах: №12, 13;

·  Технико-гигиенический фактор, выражающийся в условиях проживания, оборудованности жилища, и связанных с этим особенностях образа жизни семьи, описан в вопросах №15,37.

·  Социально-культурный фактор, состоящий из культурно-образовательного уровня взрослых членов семьи, системы ценностей, характера организации семейного досуга, семейных традиций, был отражен в следующих вопросах: №20, 21, 22, 40, 41, 42,43, 44, 45, 46, 54.

Факторы, характеризующие особенности семейного воспитания:

·  Особенности семейного воспитания  - уровень педагогической культуры матери и отца, степень ответственности родителей за воспитание детей, субъекты и формы воспитания, были представлены в вопросах №27, 28, 29, 32, 33, 38.

Похожие материалы

Информация о работе