Исследование семьи как субъекта воспитания в Красноярском крае (по материалам социологического исследования), страница 15

Неотъемлемый компонент воспитательного потенциала семьи – ее связи, взаимодействие со школой и обществом, так как именно школа и другие социальные институт, общественные организации могут способствовать повышению педагогической грамотности родителей и оказывать им существенную помощь в воспитании детей. Важно отметить, что родители практически не надеются на помощь школы и общества в воспитании своих детей. Только около 2% опрошенных надеются на школу и общество в воспитании своих детей. (см. таблицу 2.12)

Подводя итог, можно сказать, что ответы на вопрос об отношении к воспитанию и источниках информации по вопросам воспитания являются косвенным свидетельством того, что женщины чувствуют большую ответственность за воспитание детей, чем мужчины и больше озабочены своей педагогической компетентностью. При этом важно отметить, что семья не ощущает поддержки социальных образовательных институтов в деле воспитания детей, хотя очевиден процент родителей, озабоченных своей педагогической компетентностью.

Важна ориентация родителей на воспитание детей, так как воспитательные действия и осознанное их применение – форма реализации воспитательного потенциала семьи.

Важной характеристикой семейного воспитания является субъект воспитания. Анализ предыдущих показателей позволяет предположить, что основным субъектом воспитания является мать. Это подтверждается ответами на вопрос о субъекте воспитания, из которых видно, что основным субъектом воспитания практически во всех семьях является мать (более половины вариантов ответов). Важно отметить, что несколько меньше, чем в среднем по выборке, роль матери в сельских семьях, за счет того, что здесь значительно выше роль бабушки как главного воспитателя – более 8% против 4% по всей выборке. Также в селе несколько выше процент тех семей, где воспитанием детей занимаются все члены семьи в равной мере.(см. таблицу 2.14) Возможно, если бы в числе возможных ответов был предположен вариант «няня, гувернантка», вероятно, ответы бы немного изменились.

Таблица 2.14

Основные субъекты воспитания (в зависимости от места проживания респондентов)

Возможные субъекты воспитания

Всего

г. Красноярск

Города

Село

Отец

8,64%

8,12%

9,97%

9,57%

Мать

52,47%

52,82%

53,56%

49,60%

бабушка

4,04%

3,94%

3,99%

8,26%

Дедушка

0,17%

0,465%

0,29%

0,32%

Старшая сестра или брат

0,38%

0,46%

0,29%

0,32%

Другие родственники

0,17%

0,15%

0,29%

0,16%

Все в равной мере

32,38%

32,87%

29,91%

34,61%

Другое

1,74%

2,01%

1,14%

1,44%