Неотъемлемый компонент воспитательного потенциала семьи – ее связи, взаимодействие со школой и обществом, так как именно школа и другие социальные институт, общественные организации могут способствовать повышению педагогической грамотности родителей и оказывать им существенную помощь в воспитании детей. Важно отметить, что родители практически не надеются на помощь школы и общества в воспитании своих детей. Только около 2% опрошенных надеются на школу и общество в воспитании своих детей. (см. таблицу 2.12)
Подводя итог, можно сказать, что ответы на вопрос об отношении к воспитанию и источниках информации по вопросам воспитания являются косвенным свидетельством того, что женщины чувствуют большую ответственность за воспитание детей, чем мужчины и больше озабочены своей педагогической компетентностью. При этом важно отметить, что семья не ощущает поддержки социальных образовательных институтов в деле воспитания детей, хотя очевиден процент родителей, озабоченных своей педагогической компетентностью.
Важна ориентация родителей на воспитание детей, так как воспитательные действия и осознанное их применение – форма реализации воспитательного потенциала семьи.
Важной характеристикой семейного воспитания является субъект воспитания. Анализ предыдущих показателей позволяет предположить, что основным субъектом воспитания является мать. Это подтверждается ответами на вопрос о субъекте воспитания, из которых видно, что основным субъектом воспитания практически во всех семьях является мать (более половины вариантов ответов). Важно отметить, что несколько меньше, чем в среднем по выборке, роль матери в сельских семьях, за счет того, что здесь значительно выше роль бабушки как главного воспитателя – более 8% против 4% по всей выборке. Также в селе несколько выше процент тех семей, где воспитанием детей занимаются все члены семьи в равной мере.(см. таблицу 2.14) Возможно, если бы в числе возможных ответов был предположен вариант «няня, гувернантка», вероятно, ответы бы немного изменились.
Таблица 2.14
Основные субъекты воспитания (в зависимости от места проживания респондентов)
Возможные субъекты воспитания |
Всего |
г. Красноярск |
Города |
Село |
Отец |
8,64% |
8,12% |
9,97% |
9,57% |
Мать |
52,47% |
52,82% |
53,56% |
49,60% |
бабушка |
4,04% |
3,94% |
3,99% |
8,26% |
Дедушка |
0,17% |
0,465% |
0,29% |
0,32% |
Старшая сестра или брат |
0,38% |
0,46% |
0,29% |
0,32% |
Другие родственники |
0,17% |
0,15% |
0,29% |
0,16% |
Все в равной мере |
32,38% |
32,87% |
29,91% |
34,61% |
Другое |
1,74% |
2,01% |
1,14% |
1,44% |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.