Исследование семьи как субъекта воспитания в Красноярском крае (по материалам социологического исследования), страница 17

Таким образом, воспитание, основанное на контроле, не способствует формированию у ребенка качеств, необходимых для адаптации в условиях современного общества.

Преобладание контроля, как основной формы воспитания, говорит либо о недостаточной педагогической компетентности родителей, либо об отсутствии у них возможностей для выстраивания партнерских отношений с детьми.


Подтверждением этого частично являются и ответы на тот же вопрос о формах воспитания детей в зависимости от уровня доходов семьи. При этом можно увидеть зависимость форм воспитания от доходов семьи. Например, можно говорить о существовании явной тенденции к уменьшению контроля как формы воспитания в зависимости от увеличения доходов на члена семьи – с 42% (для категорий с доходом в 500-1000 руб.) до 27%- 5 % (для категорий с доходом в 10-15 тыс. руб. и выше). (см. рисунок 2.3)

Рисунок 2.3

Это явление в жизни семьи можно рассматривать как положительное, так и отрицательное, так как снижение контроля при практически отсутствующем росте совместных, партнерских форм воспитания можно истолковать как снятие родителями с себя ответственности за воспитание, а также замене своего личного участия в жизни ребенка на бесконтрольное финансирование его потребностей. По данным исследования, наблюдается тенденция к увеличению партнерских форм воспитания в зависимости от дохода семьи, особенно – совместных занятий спортом – от 5% до 26%. (см. таблицу 4 Приложения) Это можно связать с популяризацией экстремальных видов спорта, где требуется дорогостоящее оборудование (горные лыжи, сноуборды, велосипеды). Эти виды спорта сегодня являются модными как среди взрослых, так и среди детей.

Данные исследования еще раз подтверждают существование описанных выше тенденций в воспитании детей среди семей с высоким среднедушевым доходом.

Важно обратить внимание на физические наказания как форму воспитания, так как более четверти опрошенных родителей в ответе на вопрос «Наказываете ли вы ребенка физически?» признали, что они применяют ее к своим детям. Причем эта форма воспитания чаще отмечается жителями малых городов, что косвенно свидетельствует о наиболее сложном положении именно этих семей. (см. таблицу 2.16)

Таблица 2.16

Наказываете ли вы детей физически? (в зависимости от территории)

Красноярск

Малые города

село

всего

Да

25,41

28,16

25,47

25,84

Нет

74,59

71,84

74,53

74,15

Данные ответов на этот вопрос могли быть и несколько другими, если было бы уточнение, что подразумевается под физическими наказаниями? Так как существует разница между легкими (подзатыльник, шлепок по попе и т.д.) и тяжелыми формами (бьют тем, что под руку попадется, ремнем и т.д.) наказания, когда первые практически не признаются за наказания, а вторые могут оказаться скрытыми.