Исследование семьи как субъекта воспитания в Красноярском крае (по материалам социологического исследования), страница 13

В анализе данного показателя, важно отметить тенденцию к смене патриархального, традиционного образа жизни людей на индивидуалистический, что прослеживается в ответах респондентов. При этом нельзя не отметить «особое» положение жителей малых городов, которые оказываются в сложной социокультурной ситуации, где городская культура и инфраструктура еще не сформирована, а сельская уже отмирает.

Подводя итог, можно сказать, что произошедшая в обществе демократизация, переориентация с традиционных ценностей на индивидуалистические, уже проявляется в семье. Это выразилось в размывании такого традиционного понятия как «глава семьи», демократичном распределении домашних обязанностей и способности к самовоспроизводству, где надежда на самого себя, свои силы и ресурсы является основным путем решения проблем и кризисных ситуаций. Ослабление семейных традиций на наш взгляд также свидетельствует о переходном этапе в жизни семьи, когда формирование индивидуалистического образа жизни с его традициями еще не сформировалось, а традиционные формы отходят. Существенно ослабляет воспитательный потенциал семьи бедность и однообразие семейного досуга, связанные в первую очередь с нехваткой денежных средств, так и с нехваткой свободного времени, которое вероятно тратится на приобретение этих денежных средств. Такую сторону воспитательного потенциала семьи, как психологический климат можно характеризовать как удовлетворительную, хотя есть определенный процент семей, где дети становятся свидетелями ссор и конфликтов и даже жертвами насилия. Основная причина конфликтов по данным исследования – материальное положение, но нам хотелось бы отметить причину, стоящую на втором месте – разногласия по вопросам воспитания детей, что говорит о недостаточной педагогической компетентности родителей и ослабляет воспитательный потенциал семьи.

2.3. Анализ факторов, характеризующих особенности семейного воспитания

Одной из сторон реализации семьей воспитательного потенциала является семейное воспитание. Если говорить об особенностях семейного воспитания, то основными характеристиками являются: отношение родителей к воспитанию детей и степень ответственности за это, педагогическая компетентность родителей, основной субъект воспитания и формы воспитания.

На вопрос об отношении к воспитанию, более половины опрошенных, из них 42% мужчин и более 53% женщин ответили, считают воспитание детей важнейшим делом, посвящают этому все свободное время. Почти треть – 29,4% опрошенных признают, что им не хватает времени на воспитание детей. При этом на нехватку времени мужчины жалуются больше, чем женщины. Третий по частоте вариант ответов – «не хватает педагогических знаний» – отмечает только 10% мужчин и более 12% женщин. При этом чуть больше 4% всех опрошенных считают, что дети должны расти свободно и их воспитанием заниматься не нужно. Среди ответивших так 6% мужчин, более трех процентов женщин. Ответы на этот вопрос помещены в таблице 2.12.

Таблица 2.12

Ваше отношение к воспитанию детей

Варианты ответов

Всего

Муж

Жен

Считаю это своим важнейшим делом, посвящаю все свободное время

50,75%

42,83%

53,36%

Не хватает времени, приходится много заниматься другими делами

29,34%

34,37%

27,56%

Не хватает педагогических знаний, не всегда знаю, как поступить

11,52%

10,02%

12,02%

Детей должна воспитывать школа

0,51%

0,69%

0,46%

Детей должно воспитывать общество

1,46%

2,42%

1,14%

Дети должны расти свободно

4,24%

6,04%

3,64%

Воспитанием детей не занимаюсь

0,64%

1,90%

0,23%

Другое

1,50%

1,38%

1,54%