Исследование роли семьи в обеспечении прав ребёнка

Страницы работы

Содержание работы

2. Исследование  роли семьи в обеспечении прав ребёнка

 (на примере Красноярского Края).

2.1 Программа исследования.

В работе «Исследование роли семьи в обеспечении прав ребёнка»  нами было проведено исследование с целью: узнать каковы возможности  российской семьи в реализации возложенных на неё функций на данном этапе; понять с какими трудностями она сталкивается в обеспечении  прав ребёнка; и, по возможности определить, с чем они связанны.

Задачами работы явились: теоретический анализ прав ребёнка и условий  их обеспечения семьёй; исследование знания прав и обязанностей, законов, а также  отношения к праву в семье родителей и детей, как одного из условий для  обеспечения реализации образовательных, социально-культурных и  прав ребенка на достойный уровень жизни;  исследование  реальных материально-социально-культурных условий, создаваемых семьями разных типов; выявление уровня педагогической культуры родителей, а именно, ведущих форм и тактик воспитательного процесса в семье, отношения родителей к этому процессу,  как одного из условий реализации прав ребенка на  заботу, защиту, всестороннее развитие.

Гипотезы исследования:

1. Существующая нормативно-правовая база не в достаточной мере гарантирует соблюдение прав ребёнка на нормальное развитие.

2. уровень педагогической культуры родителей достаточно низкий, что приводит к нарушению прав ребенка на  воспитание, заботу, защиту, всестороннее развитие.

3.Уровень правосознания у родителей и детей достаточно низкий, они  слабо осведомленны о правах  ребёнка в семье и о возможностях их защиты, что является препятствием   для качественного обеспечения  прав ребёнка.

4. Семья в большинстве случаев не может обеспечить создания условий для реализации культурно-образовательных прав ребенка; реализация данных прав существенно зависит от места проживания семьи,  культурно-образовательного уровня родителей и  её экономического положения.

Объект исследования: условия жизнедеятельности ребенка.

Предмет исследования:  роль семьи в создании условий для  обеспечения прав ребёнка (на примере Красноярского края).

Методы исследования:

·  теоретическое моделирование;

·  анкетный опрос;

·  методы математической обработки:одномерные и двумерные распределения, статистически значимые различия, корреляционный и факторный анализ;

·  кроме того, исследование в себя включает опыт похожих российских исследований, а именно исследование семьи на базе Красноярского края, проведённое в 2004г.[48]

На основе построения теоретической модели прав ребенка в современном обществе и анализа нормативно-правовой базы группой исследователей по заказу Уполномоченного по правам ребёнка в Красноярском крае были разработаны анкеты для учеников и родителей (см. Приложение №1, №2).    Но поскольку  данное исследование проводилось ещё и с целью глубокого изучения соблюдения прав ребёнка в школе, вопросы данных анкет не полностью задействованы в нашем исследовании.

Анкета для учащихся состоит из 6  взаимосвязанных блоков.

Первый блок включает:

·  вопросы, касающиеся общей правовой культуры учащихся, их отношения к праву;

·  вопросы, касающиеся информированности школьников о существовании прав детей, с которыми должны считаться взрослые;

·  вопросы об источниках знаний о своих правах.

Второй блок  включает вопросы, связанные с реальными материальными возможностями, влияющими на успешное обучение в школе, доступностью культурно-образовательных и социальных ресурсов жизнедеятельности.

Третий блок включает  косвенные вопросы, которые раскрывают сущность конкретного права применительно к системе образования. Эта группа вопросов даёт представление о реальной ситуации, имеющей место в образовательном учреждении, о возможности участия ребенка в управлении делами школы.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Дополнительные материалы
Размер файла:
136 Kb
Скачали:
0