2. Исследование роли семьи в обеспечении прав ребёнка
(на примере Красноярского Края).
2.1 Программа исследования.
В работе «Исследование роли семьи в обеспечении прав ребёнка» нами было проведено исследование с целью: узнать каковы возможности российской семьи в реализации возложенных на неё функций на данном этапе; понять с какими трудностями она сталкивается в обеспечении прав ребёнка; и, по возможности определить, с чем они связанны.
Задачами работы явились: теоретический анализ прав ребёнка и условий их обеспечения семьёй; исследование знания прав и обязанностей, законов, а также отношения к праву в семье родителей и детей, как одного из условий для обеспечения реализации образовательных, социально-культурных и прав ребенка на достойный уровень жизни; исследование реальных материально-социально-культурных условий, создаваемых семьями разных типов; выявление уровня педагогической культуры родителей, а именно, ведущих форм и тактик воспитательного процесса в семье, отношения родителей к этому процессу, как одного из условий реализации прав ребенка на заботу, защиту, всестороннее развитие.
Гипотезы исследования:
1. Существующая нормативно-правовая база не в достаточной мере гарантирует соблюдение прав ребёнка на нормальное развитие.
2. уровень педагогической культуры родителей достаточно низкий, что приводит к нарушению прав ребенка на воспитание, заботу, защиту, всестороннее развитие.
3.Уровень правосознания у родителей и детей достаточно низкий, они слабо осведомленны о правах ребёнка в семье и о возможностях их защиты, что является препятствием для качественного обеспечения прав ребёнка.
4. Семья в большинстве случаев не может обеспечить создания условий для реализации культурно-образовательных прав ребенка; реализация данных прав существенно зависит от места проживания семьи, культурно-образовательного уровня родителей и её экономического положения.
Объект исследования: условия жизнедеятельности ребенка.
Предмет исследования: роль семьи в создании условий для обеспечения прав ребёнка (на примере Красноярского края).
Методы исследования:
· теоретическое моделирование;
· анкетный опрос;
· методы математической обработки:одномерные и двумерные распределения, статистически значимые различия, корреляционный и факторный анализ;
· кроме того, исследование в себя включает опыт похожих российских исследований, а именно исследование семьи на базе Красноярского края, проведённое в 2004г.[48]
На основе построения теоретической модели прав ребенка в современном обществе и анализа нормативно-правовой базы группой исследователей по заказу Уполномоченного по правам ребёнка в Красноярском крае были разработаны анкеты для учеников и родителей (см. Приложение №1, №2). Но поскольку данное исследование проводилось ещё и с целью глубокого изучения соблюдения прав ребёнка в школе, вопросы данных анкет не полностью задействованы в нашем исследовании.
Анкета для учащихся состоит из 6 взаимосвязанных блоков.
Первый блок включает:
· вопросы, касающиеся общей правовой культуры учащихся, их отношения к праву;
· вопросы, касающиеся информированности школьников о существовании прав детей, с которыми должны считаться взрослые;
· вопросы об источниках знаний о своих правах.
Второй блок включает вопросы, связанные с реальными материальными возможностями, влияющими на успешное обучение в школе, доступностью культурно-образовательных и социальных ресурсов жизнедеятельности.
Третий блок включает косвенные вопросы, которые раскрывают сущность конкретного права применительно к системе образования. Эта группа вопросов даёт представление о реальной ситуации, имеющей место в образовательном учреждении, о возможности участия ребенка в управлении делами школы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.